8 фильмов из эры немого кино. Чем удивляли режиссеры, пока в кино не появился звук

Выразительная мимика, многозначительные жесты, чудеса грима, дрожащие кадры и первые эксперименты монтажа.
158 06.10.17 11:31
Кадр из фильма "Метрополис", 1927 год.
Кадр из фильма "Метрополис", 1927 год.

6 октября 1927 года в нью-йорском кинотеатре на Таймс-сквер, показали первый звуковой фильм "Певец джаза" (Jazz Singer, режиссер Алан Кросланд). Картина стала революционной и положила начало эре звукового кино.

С появлением звука в кино большинство прокатчиков сочли бесполезным хранение немых кинолент, утилизировав их большую часть. На сегодняшний день сохранилось не более 25% немых кинокартин, созданных в ту эпоху

Update решил вспомнить, что смотрели зрители в сопровождении таперов. Оставим в покое шедевры Чаплина, "Жанну д’Арк", "Броненосца Потемкина" и "Андалузского пса" (но если вы не видели эти шедевры - то восполняйте пробелы).

Держите 8 фильмов, где мы не услышим голосов актеров, самые важные реплики, которые невозможно передать телодвижениями, показывались титрами на отдельных темных кадрах

Кабинет доктора Калигари / The Cabinet of Dr. Caligari, 1920

Режиссер Роберт Вине

Немецкий фильм ужасов где смесь абстракции и кошмарных образов создают по-настоящему страшное кино.

"Кабинет доктора Калигари" стал частью немецкого экспрессионистского движения, а многие критики назвали его первым истинным фильмом ужасов.

Молодой человек по имени Фрэнсис рассказывает ужасную историю: его друг, он сам и их любимая девушка стали жертвами чудовищного эксперимента, задуманного и осуществленного неким доктором Калигари.

Уникальное художественное оформление фильма и использованные в нём декорации создали художники-экспрессионисты из группы "Der Sturm" — Герман Варм, Вальтер Рёриг и Вальтер Райман, которые выдвинули новаторскую идею, что фильмы должны смотреться как "ожившие рисунки".

Тени, нарисованные прямо на стенах и людях, искаженная перспектива, ломаные архитектурные линии - в фильме о сумасшедших нет ни малейшего проблеска здравого рассудка.

Берлин: симфо­ния большого города / Berlin: Die Symphonie der Grobstadt, 1927

Режиссер Вальтер Руттман

Единственным актером фильма является Берлин — гигант, молох, титан. Симфония складывается из миллионов человеческих лиц, которые в кадре сведены друг с другом и со всем тем, что сопутствует, движется мимо, спешит, отдыхает.

В кадре уличная суета, вращающиеся детали машин, танцующие артистки кабаре, мальчишки-газетчики, вальяжные бюргеры, нагромождения зданий, семафоры.

Через пару лет Дзига Вертов повторит рабо­ту Руттмана в "Человеке с кино­аппаратом", убрав буржуазные развлечения в театре, но добавив народные - в пивной.

А в 1930 французский режиссер Жан Виго, расскажет нам в такой же манере о лазурных берегах Ниццы, в своей работе "По поводу Ниццы".

Метрополис / Metropolis, 1927

Режиссер Фриц Ланг

Внимание! Действие фильма развивается в 2026 году.

В Метрополисе, городе будущего, общество разделено на две части. Бедные рабочие живут под землей, чуть выше находятся заводы и гигантские машины, на которых нищие работают. А там, наверху, расположены офисы, сады и парки — все для богатых людей. Сын крупного магната знает об этой социальной несправедливости и решает изменить ситуацию.

Съемки над фильмом длились 2 года, а результатом стали смелые спецэффекты, опережающие свое время и шикарные декорации. Из "Метрополиса" вышли сюжеты многих других фильмов, компьютерных игр и книг.

Фильм стал самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино. Несмотря на громкий успех у критиков и вполне приличные сборы, он так и не смог окупить расходы на его производство и едва не стал причиной банкротства студии.

Генерал/ The General, 1927

Режиссер Бастер Китон

Одна из любимых работ комика с каменным лицом Бастера Китона.

Юного Джонни Грэя в армию Конфедерации не взяли, а его возлюбленная Аннабел Ли отвергает его, обозвав трусом.

Тем не менее, он со своим "напарником" паровозом утирает всем нос, выигрывая сражение. Джонни воюет с угонщиками поезда, непослушной пушкой и непредсказуемой силой судьбы.

Фильм поражает своим размахом, сцены погони, взрывы, различные ухищрения на железной дороге.

Финальная батальная сцена вызвала лесной пожар, который тушила вся съемочная группа.

Сорок сердец, 1931

Режиссер Лев Кулешов

Фильм был создан специально к десятилетию советского "плана ГОЭЛРО" – программы по электрификации всей страны.

Сорок сердец – это образное обозначение для сорока электростанций, которые были построены во всех уголках СССР, чтобы обеспечивать электроэнергией всех жителей огромной страны.

Фильм болше выглядит, как инструмент пропаганды, но ценентем, что соединяет в себе документальные кадры, игровую съемку, а также мультипликацию, выполненную классиком советской анимации Иваном Ивановым-Вано, автором "Мойдодыра", "Краденого солнца", "Двенадцати месяцев", "Конька-Горбунка".

Жилец/ Thе Lodger, 1927

Режиссер Альфред Хичкок

В Лондоне объявился новый серийный убийца, нападающий по ночам на молодых блондинок и оставляющий на месте преступления клочки бумаги с подписью "Мститель".

По словам самого Хичкока, "Жилец" его первый на­стоящий фильм. К этому сюжету про серийного убийцу он еще вернется, сделает одноименную радиопостановку в 1940-м и аме­риканский ремейк под названи­ем "Тень сомнения" в 1943-м

Арсенал, 1928

Режиссер Александ Довженко

Работа о восстании рабочих киевского завода "Арсенал" против Центральной Рады Украины в январе 1918 года.

Почвенный украинский романтизм в фильмах Довженко уживается с плакатной выразительностью монтажного кино. Лошадь как ни в чем не бывало заговаривает с крестьянином, от расстрелянного остается мокрое место, портрет Тараса Шевченко недовольно задувает зажженную под ним лампадку, а гарного хлопца Тимоша не берут вражеские пули.

Большое ограбление поезда / The Great Train Robbery, 1903

Режиссер Эдвин С. Портер

11 минут захватывающего сюжета, который буквально сводил с ума зрителей в 1903-м.

На небольшой станции два бандита в масках входят в помещение телеграфа. Под дулом револьвера они заставляют телеграфиста выполнить их требования.После выполнения телеграфистом этих приказов его оглушают и связывают.

В это время двое других грабителей захватывают паровоз. Преступники вынуждают машиниста отцепить паровоз и протянуть его вперед на 100 футов. По требованию грабителей пассажиры выходят из вагонов и выстраиваются с поднятыми руками вдоль поезда. В это время бандиты собирают деньги и драгоценности.

Ленту снимали в лесу из-за чего фильм выглядит скорее документальным, нежели постановочным. Прием сработал - в 1903 году фильм очень сильно пугал зрителей. Особая фишка режиссера - поочередный монтаж двух сюжетных линий, который сбивает с толку.

Вишенкой на торте стал кадр, где бандит на крупном плане на­правлял пистолет прямо в зал (попробуйте представить, что творилось со зрителями в это время).

Драгоценный кадр с усатым стрелком возили отдельно, и ки­нотеатр мог показывать его по выбору в начале или в конце.

Бонус-трек. Царь царей / The King of Kings, 1927

Режиссер Сесил Б. ДеМилль

Первая в истории человечества полнометражная кинокартина о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа

Сразу после выхода фильма Антидиффамационная лига призвала к его бойкоту на том основании, что евреи в нём демонстрируются исключительно в образе богоубийц. После этого несколько сцен, подчёркивающих ранее в картине причастность евреев к смерти Христа, были удалены авторами.

Де Милль был и первым режиссером, который сознательно опирался на поддержку американских христиан при кинопрокате фильма. В результате его лента побила все кассовые рекорды 20-х годов, а потом еще в течение 25 лет ее показывали в кинотеатрах на Пасху, и многие церковные приходы брали ее напрокат для своей миссионерской работы.

Приятного просмотра!

Кадр из фильма "Метрополис", 1927 год.
Помазанная на приключения. Расскажет куда пойти, что посмотреть, где отдохнуть.

Рекомендуем