Аяхуаска и сестринство: как женщины преодолевают травмы патриархата

Сеть "Космическая сестра" помогает женщинам исцелиться от зловредного действия сексизма с помощью аяхуаски.
1 1231 10.05.17 14:47
Аяхуаска помогает исцелиться от  старых травм и может указать новые пути в жизни
Аяхуаска помогает исцелиться от старых травм и может указать новые пути в жизни / Cynthia Alonso

Исследования психоделиков - благородное дело, ведь так мы все больше узнаем о их полезных для здоровья и благосостояния свойствах. Update писал ранее о том, как психоделики постепенно меняют наше представление о лечении таких заболеваний, как депрессия, тревога, ПТСР, болезнь Альцгеймера, синдром Дауна. И на этом список не заканчивается.

Изучение свойств психоделиков женщинами является одной из целей информационно-просветительской сети “Космическая Сестра”. Аяхуаска - одно из растений, к которому проявляет интерес психоделический феминизм, наряду с псилоцибиновыми грибами, пейотом и каннабисом.

В последние годы стала популярной идея об использовании аяхуаски для переживания откровения или целебного опыта. Аяхуаска может лечить психологические стрессы и помогать людям справляться с депрессией, зависимостями, и даже раком.

“Космическая Сестра” надеется, что аяхуаска также может помочь женщинам получить глубокий опыт самопознания и залечить их раны, нанесённые патриархатом, и помогает им в этом.

Эми Лав приехала в духовный центр Nihue Rao, расположенный в джунглях в 30 минутах езды от перуанского города Икитос. Она приехала туда вместе с несколькими другими женщинами для того, чтобы впервые в жизни выпить аяхуаску.

После того, как каждая из них получила свою личную исцеляющую песню (ikaros) от шамана, проводившего церемонию, и уяснила свои намерения, они погрузились в мир растительной медицины.

Малока - церемониальная хижина центра Nihue Rao
Малока - церемониальная хижина центра Nihue Rao / Tracey Eller

В какой-то момент Эми сломалась и начала плакать. Перед ней предстала потеря связи, которую она ощутила, когда ее дочери было 18 месяцев. Тогда она больше не могла оставаться с ней дома, поскольку была вынуждена вновь начать работать, чтоб обеспечить свою семью.

Эми смогла проследить потерю связи между женщинами в ее роду, поколение за поколением. Затем она осмотрелась и увидела, что все женщины в хижине тоже плакали.

“Я осознала на клеточном уровне связь между всеми женщинами на Земле, взаимосвязанное сестринство между всеми нами”, - говорит Лав.

Следующей ночью она излечилась от одной травмы. Однажды в в ее доме на нее напал мужчина. Тем вечером, когда она пила аяхуаску, она испытала глубокий физический катарсис.

“Я несла эту травму с собой, и она вышла из моего тела одним силовым выбросом рвоты”, - рассказывает она.

Лав - одна из многочисленных людей, которые в поисках исцеляющего средства прибегли к амазонской “лиане духов”.

Приготовление аяхуаски в Перуанской Амазонке
Приготовление аяхуаски в Перуанской Амазонке / Tracey Eller

Люди, борющиеся с зависимостью, те, кто пытаются найти смысл в своей жизни, знаменитости, а также фанатики из Силиконовой долины, одержимые самоактуализацией - все они нашли свой путь к аяхуаске.

Зои Хелен, активистка по просвещению в вопросах психоделиков, надеется, что феминистки тоже придут к этому.

Благодаря своей организации “Космическая Сестра” Хелен основала грант “Дух Растения”. Этот грант позволяет женщинам осуществить путешествие к перуанской Амазонке, где они смогут испытать на себе исцеляющее и расширяющее сознание действие аяхуаски.

Начиная с 2013 года, она взяла с собой Лав и еще 13 женщин, которые работали с психоделиками или проявляли интерес к ним, в путешествие к месту рождения глобального движения аяхуаски.

Хелен верит в “психоделический феминизм”. Это философия, которая стремится к тому, чтобы большее количество женщин занималось исследованием психоделиков.

Хелен верит в то, что пережитый женщиной опыт употребления аяхуаски может выявить ее глубинный жизненный потенциал и извлечь его наружу.

“Путешествие с помощью священного психоделического растения происходит как пробивание через программирование на глубинном уровне. Речь идет о любви и сострадании, о прощении себя и других. Это также исцеляет раны и работает с вопросами, которые затрагивают женщин, включая травмы, депрессию, тревогу, гнев, страх, низкую самооценку, зависимости и пищевые расстройства”, - объясняет Хелен.

В качестве доказательства этой идеи Хелен приводит свой личный опыт. Аяхуаска открыла ей откровение в переломное время ее жизни.

Когда Хелен впервые пила аяхуаску, это дало ей четкое видение того, что нужно делать, чтобы двигаться дальше. По ее словам, она услышала об этом от женщины, часто называемой Мать Аяхуаска (распространенный символом среди тех, кто пьет аяхуаску).

Вместе с этим видением возникло понимание того, как ее разными способами ранил патриархат. Она вспоминала профессора на магистратуре, который домогался ее из-за того, что она отказалась от секса с ним. Она также вспомнила, что, будучи молодой девушкой она изучала театральное искусство, и ей предлагали роли в обмен на сексуальные услуги.

С той ночи Хелен стала пылкой приверженицей идеи, что психоделики могут многое сделать для женщин.

Когда Хелен отошла от видений, она поняла, что хочет создать сеть женщин, которые бы занимались совместной работой на пересечении феминизма, защиты окружающей среды и адвокации психоделиков.

Зои Хелен и получательница гранта
Зои Хелен и получательница гранта "Дух Растения" Сьюзан Шелдон в питомнике лекарственных растений, Амазонка, Перу

Помимо гранта “Дух Растения”, Хелен финансирует сопутствующий грант “Женщины Психоделического Ренессанса”, который позволит женщинам писать об их опыте, ответственном употреблении психоделиков, или делать другие проекты на данную тему.

Хелен также финансирует грант для поддержки активист_ок, которые ведут просветительскую работу о каннабисе.

Она финансирует все эти проекты своими средствами при поддержке любых пожертвований, которые она получает через финансовое спонсорство “Космической Сестры” совместно с Междисциплинарной ассоциацией психоделических исследований (MAPS).

“Идея создания “Космической Сестры” была в том, чтобы создать структуру, где мы все могли бы помогать друг другу любыми возможным способами”, - рассказывает Хелен.

Подобно идее о самопомощи, психоделический феминизм верит в важность исцеления себя для того, чтобы продолжить работу по исцелению других. Аяхуаска - комбинация лианы Банистериопсис каапи, ингибитора МАО (моноаминоксидазы), и листьев чакруны, содержащих диметилтриптамин (DMT), - способна помочь в этом.

Люди часто сообщают о том, что они переживали глубокое пробуждение, получали новые взгляды на старые привычки и даже видение подавленных воспоминаний после участия в церемонии употребления аяхуаски.

Это может принимать банальную форму у тех, кто имеет привилегии. Например, случай инвестиционного банкира, который осознал свою ошибочную жадность во время опыта употребления аяхуаски. После этого он стал режиссером-документалистом.

Ветераны войны также заявляли о том, что аяхуаска в значительной мере помогла им в преодолении ПТСР.

Женщины, которые ездили на ретрит с Хелен, считают, что уроки, которые они извлекли из растительной медицины, помогли им восстановиться после гендерного насилия, которое они пережили.

“Многих людей, женщин в частности, останавливают робость и неуверенность в себе. Аяхуаска помогает нам стать нашими величайшими союзниками, а не злейшими врагами”, - говорит Файе Сакелларидис, одна из женщин, которая ездила с Хелен в Перу.

Среди других получателей гранта “Дух Растения” была врач, журналистка, музыкант и ученая, изучающая психоделики, Нис Девено. Она утверждает, что аяхуаска помогла ей в разводе с ее бывшим партнером-абьюзером.

“Я отпустила свою затянувшуюся привязанность к моему бывшему партнеру, и проработала сильную эмоциональную боль, связанную с этим разводом. Аспект сестринства играл большую роль, поскольку наш опыт совместного употребления и единения в качестве группы работал вместе с аяхуаской, позволяя каждой из нас прорабатывать и отпускать эмоции, которые удерживали нас в работе всей нашей жизни".

Рэйчел Карлевала, сторонница устойчивого культивирования каннабиса и инструктор по йоге, также была участницей группы. Это был ее второй визит Перу с Хелен. Она была первой, кто получила грант “Дух Растения” в 2013 году, после того, как у нее обнаружили опухоль матки.

По приезду Рэйчел сообщила о том, что ее опухоль уменьшилась. “Исцеление от клеточного уровня до духовного уровня было очень полезным. Я абсолютно точно могу это подтвердить. С тех пор, как я побывала там, я занималась только растительной медициной, йогой и медитацией для моего излечения, и моя опухоль уменьшилась на 20 миллиметров”, - рассказывает Рэйчел.

Есть доказательства, которые позволяют предположить, что галлюциноген, который содержится в аяхуаске, DMT, может функционировать как непрямой антиоксидант и может снижать клеточный стресс, который связан с раковыми опухолями, в качестве агониста сигма-1-рецепторов.

Но фармакология аяхуаски еще не изучена до конца. Единственные исследования, которые были проведены с использованием самого растения, были наблюдательного характера.

Традиционное использование аяхуаски коренными жителями в районе Амазонки в Эквадоре, Колумбии, Перу и Бразилии было несколько иным. Они использовали ее как средство для магических практик и в повседневной жизни на протяжении тысяч лет.

Поскольку верилось, что болезнь была вызвана сверхъестественными силами, больной человек приходил к курандеро - шаману - и целитель сам выпивал напиток из растения, с тем, чтобы узнать происхождение болезни пациента.

Шаман племени шипибо проводит защитную и очищающую курительную церемонию в малоке центра Nihue Rao
Шаман племени шипибо проводит защитную и очищающую курительную церемонию в малоке центра Nihue Rao

В конце 60-х произошел подъем в западном исследовании аяхуаски. Антрополог Марлен Добкин Де Риос провела пять месяцев в Икитосе, Перу, наблюдая традиционное использование аяхуаски и ее значение для перуанского общества в целом.

Ее книга “Visionary Vine”, выпущенная в 1971, году стала первым опубликованным отчетом о трипе аяхуаской, написанным женщиной.

Опыт Де Риос оказался малоприятным, поскольку помимо разнообразных видений трип сопровождался продолжительными рвотой и диареей.

Но напиток всё-таки оказал на Де Риос положительное влияние. Несколько месяцев спустя она написала о том, что испытала “общее состояние благополучия”.

Знания Де Риос проложили путь для популярных статей в медиа. Аяхуаска вышла за рамки ее традиционного применения. В последние годы получила широкое распространение идея о том, что “лиана духов” улучшает благосостояние.

Де Риос наблюдала возрастающий интерес к аяхуаске у богатых слоев населения Перу еще в 1960-х годах. В 1980-х, когда развивающийся космополитический класс стал лучше понимать предполагаемые свойства напитка, туризм к местам аяхуаски стал популярным на западе.

Подобная практика - это “феномен постмодерна, поскольку мировой капитализм смещает акцент с производства на потребление и удовлетворение потребностей потребителей - какими бы они ни были”, - заявила Де Риос в статье “Лекарственный туризм на Амазонке”.

У Хелен и современных сторонников этого растения более оптимистичные мысли на этот счет. Хелен надеется, что большее количество женщин сможет изучать свойства этого растения, и что когда-нибудь оно будет в свободном доступе.

В отличие от таких синтетических психоделиков как MDMA и LSD, которые в настоящее время исследуются с точки зрения их терапевтических свойств, аяхуаска тесно связана с легендарной культурой и ее физическим пространством.

Глобализация аяхуаски уже нанесла ущерб коренному населению Амазонки. Церемонии употребления аяхуаски стали огромной туристической индустрией, и большинство ретритов в Перу сейчас проводятся людьми, прибывшими с запада. Таким образом местные жители оказываются удаленными от дел. Местные племена также обеспокоены тем, что их культура исчезает, так как способность экспортировать растение, которое растет исключительно в Амазонии, уже делает это растение дефицитным.

Теперь туризм аяхуаски является важным источником дохода для коренных народов, которые могут учиться и найти работу в качестве шаманов.

По словам Хелен, она и ее коллеги не терпят эксплуатации, и это в точности то, с чем они борются. Их принцип заключается в том, чтобы проведение ретритов не только не мешало местному населению, но и оказывало ему какую-то помощь.

Хелен проводила ретрит в местности Дримглайд, где обитали шаманы из племени Шипибо. По словам Хелен, у осознанных участников ретрита и коренных жителей могут возникать связи, подобные симбиотическим.

Так, женщины племени Шипибо зарабатывают тем, что продают расписанные вручную текстильные изделия, основой которых являются пережитые туристами видения. По мнению Хелен, это один из способов поддержать местное население.

Сандра Гарсиа, переводчица испанского языка, которая получила грант, чтобы приехать на ретрит, помогла Хелен провести интервью с женщинами-шаманами для более масштабного проекта, над которым она работает. Его целью является показать, как работа этих женщин с растениями связана с их искусством.

Рэйчел Карлевала с мастерицей племени шипибо
Рэйчел Карлевала с мастерицей племени шипибо

Хелен также планирует осуществить дополнительный грант через “Космическую сестру”. Этот грант призван поддерживать местных женщин в получении необходимого обучения для того, чтобы они смогли стать шаманами.

Это продолжительное обучение, которое занимает месяцы или даже годы. Исторически в разных племенах женщинам не разрешалось иметь дело с энтеогенными растениями. Сейчас это только начало меняться.

Есть женщины шаманы, но их немного. В основном это мужчины. По мнению Хелен, обучить хотя бы двух женщин в год было бы успешным начинанием.

Возросший интерес к терапевтической ценности галлюциногенов был назван психоделическим возрождением. Возможно, Хелен - пионер в своем деле. Она твердо верит в женщин и аяхуаску, и она видит потенциал в объединении этих двух безграничных.

Источник: Broadly
Аяхуаска помогает исцелиться от  старых травм и может указать новые пути в жизни
Дарья Ельчева
Нашла себя в созерцании прекрасного и не очень

Рекомендуем