Соцреклама в Украине: 5 историй режиссерок, которым не все равно

О том, как социальная реклама меняет Украину, какие ролики будут актуальны в ближайшие годы и зачем все это им надо.
93 703 13.10.16 17:53
Экология, переселенцы и дети - темы, о которых хотят снимать больше
Экология, переселенцы и дети - темы, о которых хотят снимать больше

Уже совсем скоро, 15 октября, пройдет Фестиваль социальной рекламы Molodiya Festival'16, где соревнуются украинские ролики, призванные обратить внимание на актуальные социальные проблемы и найти пути их решения.

Мы поговорили с 5 режиссерками и авторками современной соцрекламы, чтобы узнать, чем сегодня дышит украинская молодежь, готовая менять мир к лучшему, о чем уже не стоит снимать и как сделать ролик, который "зацепит" зрителя.

Илона Станкевич, соосновательница PaperPlanes Production, режиссерка "Железного льва"

соцреклама

Как получилось, что вы выбрали именно эту тему для соцрекламы (почему именно эта тема)?

Это была тема от Molodiya Festival, потому что именно тогда они запустили проект совместно с UNDP по переселенцам - "Большие истории малого бизнеса", и она заинтересовала нашего режиссера.

Как вы думаете, меняется ли отношение людей к теме, на которую вы снимали и почему?

Да, иначе мы бы это видео не снимали. Главная цель социального видео и есть в изменении отношения. Мы пытались сделать наше видео в максимально позитивном контексте, и нам для этого попался фантастический герой. Он ищет во всем сильные и хорошие стороны, он старенький, и не перестает заниматься любимым делом, он мотивирует не бояться и не падать духом, чтобы все, кого каснулась тяжелая ситуация на Востоке и в Крыму, поверили, что будущее впереди.

Как вы думаете, что необходимо команде (автору), чтобы украинский ролик попал в конкурсную программу каннских львов?

Хорошей идеи и реализации тут недостаточно. Это должен быть своего рода ролик-аттракцион, часто с некоторыми абсурдными идеями, китчевый. Именнно китчевость является ключевым элементом в таком конкурсе. И, думаю, автор должен быть уверен в том, что его работа достойна каннских львов.

Какие темы (проблематика) для социальной рекламы в Украине мало освещаются?

Я бы скорее фокусировалась не на конкретных темах, а на том, в каком контексте в Украине подают социальную рекламу. У нас ролики всегда показывают худшие элементы страны, заброшенные места, нищету, убогость, наркоманию. "Как все плхо", если коротко. Этим мы и доносим имидж страны до мировой общественности, и это очень досадно.

В Украине не хватает социальной рекламы, которая будет вдохновлять человека изменить свое отношение к той или иной проблеме, а это и есть ключевая цель социальной рекламы.

На какую тему вы бы сами хотели (планируете) снять?

Еще одно видео, которое мы реализовывали вместе с мировым чемпионом Василием Ломаченко. Это ролик, направленный на молодежь, даже на совсем юных украинцев, которые часто не знают, какой путь им выбрать, будучи не в том окружении, где ровесники или взрослые могут над ними смеяться. Где могут быть неблагополучные семьи, в которых родители и не собираются ничего делать для своих детей.

Тем для реализации социальной рекламы в Украине очень много, ведь по подаче таких видео мы видим, что то, что снимают сейчас, кардинально отличается от того, что у нас раньше снимали на те же темы.

Что бы вы посоветовали новичкам? Тем, кто только думает над тем, чтобы снять свой социальный ролик?

Чтобы они четко поняли, для чего они снимают такое социальное видео. Потому что это делается не ради рекламы, не ради промо, количества просмотров или лайков. Если вы будете стремиться к выполнению основной цели социальных проектов, то вы обязательно прочувствуете, как это нужно подать, чтобы оно изменило хотя бы однаго человека в нашем обществе.

Карина Орынянская, режиссерка ролика "Я больше не боюсь"

соцреклама

Как получилось, что вы выбрали именно эту тему для соцрекламы (почему именно эта тема)?

Еще год назад я обратила внимание на событие, которое описывалось на новостном интернет-портале. Речь шла о семейке, которая весело проводила свой летний уикенд на территории турецкого отеля. Все шло здорово. Муж с женой развлекались, пели, танцевали, выпивали. Потом снова выпивали. И еще выпивали. И так все задорно у них проходило, но! Они забыли об одной "маленькой детали" (по их мнению) – с ними на курорте находилась их дочь. Тогда крошке было около 4-5 лет.

Так вот, горе-родители настолько увлеклись процессом распивания горячительных напитков, что не смогли остановиться. И умерли. Оба. А их пятилетняя дочь осталась в закрытом номере. С двумя трупами и горой бутылок с алкоголем. Что происходило дальше – можете себе представить. И это не единственная история на эту тему, подобных много, к моему сожалению.

Я выхожу на прогулку со своей дочерью, и почти ежедневно наблюдаю, как молодые мамы, совершенно не стесняясь, распивают алкогольные напитки на территории детской площадки. Не смотрят за детьми! - возмутитесь, наверное, вы. Ан-нет, почему же. Одна, распивая холодное пиво жарким летним днем, задорно покачивает коляску ногой. Другая отчаянно пытается объяснить сынишке, что потратила деньги на слабоалкоголку, и, если она даст ему денежку на сок, то сигареты ей купить будет уже не за что! Да и вредный этот сок, она-то в передаче про него смотрела.

Вот немного о том, как у меня возникла идея ролика.

Как вы думаете, меняется ли отношение людей к теме, на которую вы снимали и почему?

Я могу судить лишь по своим близким людям. Это то окружение, которое я наверняка могу проанализировать. Родители после просмотра ролика уже в течении всего года не берут на праздники с собой алкоголь, когда приходят к нам в гости.

Что касается всех остальных людей, я не знаю, как у них дела. По-настоящему это знает только их семья. Лично я верю в то, что люди хорошие. Просто многие немножко запутались, и им надо помочь. А если они эту помощь не принимают – то это их выбор, и как я могу их за это судить? Значит, в этом они счастливы.

Как вы думаете, что необходимо команде (автору), чтобы украинский ролик попал в конкурсную программу каннских львов?

Говорить однозначно, что я знаю секрет успеха, не могу. Но то, что стереотипность мышления – это злейший враг творца, могу сказать точно.

Когда ты что-то любишь – всегда хочется больше. Вот и мне хочется, чтобы качественной социальной рекламы было больше. Поэтому, мне кажется, что двигаться нужно во всех направлениях: экология, гендерное равенство, насилие и т.д. Лично я сняла бы десяточек-другой реклам, посвященных мамашам, которые выбрасывают новорожденных деток в мусорные баки. Пока никто не освещает эту проблему, что странно. К слову, огромное колличество бездетных родителей колени протирает возле икон, молясь о появлении малыша. Горе-мамаши, обращаюсь к вам! Не выбрасывайте ребенка в мусорный бак. Отдайте милой паре на усыновление.

Какие темы (проблематика) для социальной рекламы в Украине мало освещаются?

Когда приходит время снимать социалочку, я просто впадаю в жутчайшую панику. Поэтому большая часть времени уходит не на организацию съемочного процесса, а именно на выбор темы. Когда ты занимаешься рекламой социального характера – это вопрос выбора "зол".

На сегодняшний день я отдаю предпочтение самым незащищенному слою населения – детям. Именно они будут решать, в каком государстве и в каких условиях мы, немощные старички, будем жить. На вашем месте, этих деток я лучше бы не злила.

Что бы вы посоветовали новичкам? Тем, кто только думает над тем, чтобы снять свой социальный ролик?

Практикуйтесь, будьте гибкими и внимательными к замечаниям. В этом мудрость!

Алина Горлова, режиссерка ролика о переселенцах "Кто следующий?"

соцреклама

Как получилось, что вы выбрали именно эту тему для соцрекламы (почему именно эта тема)?

Я отталкивалась от задачи. Я живу в этой стране и мне небезразлично, что сейчас здесь происходит. Чувствую, что ситуация отношения к переселенцам несправедлива, и это меня беспокоит.

Как вы думаете, меняется ли отношение людей к теме, на которую вы снимали и почему?

Я не думаю, что соцреклама способна кардинально изменить отношение к проблеме. Но по реакции на наш ролик "Хто наступний", я поняла, что это вызывает общественный резонанс, который приводит к движению мнений в сторону примирения.

Как вы думаете, что необходимо команде (автору), чтобы украинский ролик попал в конкурсную программу каннских львов?

Опыт, постоянный просмотр высокого уровня рекламы, творческий подход, цель попасть в программу каннских львов. Пожалуй, всё.

Какие темы (проблематика) для социальной рекламы в Украине мало освещаются?

Соцреклама в Украине слабо развита, поэтому много что требует проработки. Но я бы выделила проблему профориентации выпускников школы. Многие ощущают давление и тратят несколько лет на изучение того, что их по-настоящему не интересует.

Еще легалайз. Но сейчас это будет, конечно, слишком рано. Как и тема ЛГБТ.

Что бы вы посоветовали новичкам? Тем, кто только думает над тем, чтобы снять свой социальный ролик?

Обычно то, что лежит на поверхности - банально и неинтересно. Не надо давить на жалость, чувство вины и т.д., это раздражает. Слишком в лоб. Нужно найти хитрые пути и включить человека в эту проблему.

Алина Зеленкова, режиссерка ролика "Шанс"

соцреклама

Как получилось, что вы выбрали именно эту тему для соцрекламы (почему именно эта тема)?

Я сама переселенка, поэтому тема мне близка. Раскрывали сразу две идеи. Первая - ты не знаешь, что будет завтра. Для многих переезд был непредвиденным, люди были не подготовлены. Совершенно. Кажется, что это далеко, пока не случилось с тобой.

Вторая - сдаться проще всего. В моем окружении очень много примеров, когда в первый год-полтора после переезда люди просто выпадают из жизни. Особенно те, у кого там осталось жилье, работа, стабильность. Это сложно - взять себя в руки и начать заново. Наш герой начинал заново очень много раз. Сила не в том, чтобы не падать, а в том, чтобы каждый раз подниматься.

Как вы думаете, меняется ли отношение людей к теме, на которую вы снимали и почему?

Да. В нестабильных условиях нашей жизни, люди переоценивают приоритеты. Понимают важность умения начинать заново. Сейчас нет времени на нытье. Время строить свою реальность самостоятельно.

Как вы думаете, что необходимо команде (автору), чтобы украинский ролик попал в конкурсную программу каннских львов?

Сильная идея, команда, которая горит этой идеей, и хорошая материальная база.

Какие темы (проблематика) для социальной рекламы в Украине мало освещаются?

"Бесплатное" здравоохранение, инвалидность, система образования, система подготовки человека к жизни и ответственности за нее, отсутствие каких-либо рамок на ТВ, в интернете.

На какую тему вы бы сами хотели (планируете) снять?

Несколько тем: провальная система нашего образования (начиная с детсадов и заканчивая ВУЗами), следом - о важности самообразования. И о матерях. Да, сначала о матерях.

Что бы вы посоветовали новичкам? Тем, кто только думает над тем, чтобы снять свой социальный ролик?

Продумывайте вашу идею. Импровизация всегда должна быть хорошо подготовлена. Привлеките хороших актеров. Работайте над мелочами.

Виктория Жукова, режиссерка соцрекламы "Лес"

соцреклама

Как получилось, что вы выбрали именно эту тему для соцрекламы (почему именно эта тема)?

Выбрала именно эту тему, потому что сама как-то раз узнала о таком волшебном горшке и подобных методах отойти в мир иной "экологично". Мне захотелось всем об этом рассказать, а потом я представила, что таким образом можно превратить кладбища в леса, чтобы стать частью природы в буквальном смысле этого слова, и чтобы мои внуки общались с белками и птичками, а не с холодным камнем, который и так появляется в твоей душе когда теряешь близкого человека.

А еще это решает экологическую проблему, связанную с загрязнением подземных вод, нехватки мест на кладбищах и, как следствие, допингование цен на землю.

Как вы думаете, меняется ли отношение людей к теме, на которую вы снимали и почему?

Я надеюсь, что люди смогут разглядеть проблему, о которой мало кто что знает в меру существования ряда более глобальных вопросов связанных с экологией на сегодняшний день. А так же мне хотелось показать светлую сторону, "темного" вопроса, показать, как может быть по-другому.

Как вы думаете, что необходимо команде (автору), чтобы украинский ролик попал в конкурсную программу каннских львов?

Креативность, юмор, качество. Я только начинаю знакомиться с социальной рекламой, с ее особенностями, и очень хочу развиваться в этом направлении. Социальная тематика, в частности экология - это то, что по-настоящему волнует меня как личность и как режиссера.

Какие темы (проблематика) для социальной рекламы в Украине мало освещаются?

Конечно экология! Я не видела ни одного ролика по украинскому телевидению, который бы говорил людям о том, перед какими экологическими проблемами стоит человечество сегодня, о их возможном решении с помощью каждого из нас уже сейчас. Это моя больная тема, видимо. Ни о чем другом я так не переживаю.

На какую тему вы бы сами хотели (планируете) снять?

Сейчас я работаю над роликом опять-таки на экологическую тему, он будет еще более провокативным, в каком-то смысле, чем предыдущий, но так же предложит выход из уже существующей проблемы или хотя бя даст возможность оценить ситуацию под другим углом.

Что бы вы посоветовали новичкам? Тем, кто только думает над тем, чтобы снять свой социальный ролик?

Могу судить только по личному опыту, и он мне подсказывает, что для начала нужно насмотреться соцрекламы, сходить на Molodiya Festival, постараться понять, что работает и почему, понять, почему именно тебе понравился тот или иной ролик больше, чем другой. Сходить на мастер-класс какого-то умного человека, опять же благодарность ребятам из Molodiya Festival, которые постоянно что-то подобное устраивают, обучают, болеют и живут этим. В общем, понять инструментарий и верить в то, что делаешь.

Экология, переселенцы и дети - темы, о которых хотят снимать больше
Смиренная прихожанка церкви свидетелей Кивы, покровительница юродивых и блудливых

Рекомендуем