В хиджабе нельзя: 3 истории религиозной дискриминации в Украине

Мы поговорили с представителями разных религиозных общин в нашей стране, а также с девушкой, которую принуждали к православию, чтобы излечить от бисексуальности.
132 327 09.11.16 11:51
Комфортно ли чувствуют себя религиозные меньшинства в нашей стране?
Комфортно ли чувствуют себя религиозные меньшинства в нашей стране? / Alexey Zlodey

Несмотря на то, что Украина - светское государство, религия, в частности православное христианство, играет немалую роль в формировании внутренней политики и оказывает значительное влияние на повседневную жизнь украинцев.

Для кого-то это влияние оказывается положительным и спасительным - многие люди справляются с жизненными трудностями благодаря своей вере и находят в ней утешение в тяжелые времена.

Так, согласно исследованию этого года "Украинские ландшафты дискриминации", в котором приняли участие около 250 украинцев из разных городов и регионов страны, для 45% опрошенных молитва является важной частью их повседневной жизни.

Но другие вынуждены испытывать давление и затруднения из-за своей веры или же отсутствия религиозности, потому что их мировоззрение не соответствует мнению большинства.

По данным того же исследования, 12% респондентов считают, что религиозность ограничивает человека.

Как на самом деле обстоят дела в Украине для тех, кто не ходит в православную церковь, и подвергаются ли в нашей многоконфессиональной стране дискриминации религиозные меньшинства, мы узнали, поговорив с представителями религиозных общин и одной атеисткой.

Елена Бидуляк, мусульманка

Елена Бидуляк столкнулась с дискриминацией из-за своей религии, когда ей нужно было вклеить новое фото в паспорт.

В этой простой услуге Елене отказали во львовском отделении миграционной службы, потому как она - мусульманка и хотела фотографироваться в хиджабе.

Мотивировали свой отказ сотрудники миграционной службы внутренними распоряжениями и указом МВД Украины №320 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи паспорта гражданина Украины".

Работники львовской миграционной службы забыли о статьях Конституции 28 и 35, которые защищают право гражданина Украины на свободу вероисповедания и уважение к его достоинству.

В международных стандартах оформления заграничного паспорта сказано, что головные уборы на фото не допускаются за исключением тех случаев, когда их ношение обусловлено религиозными обычаями, медицинскими показаниями или культурными традициями.

К тому же, сами мусульманки не считают хиджаб просто головным убором. Так, для Елены Бидуляк - это неотъемлемая часть ее идентичности:

Я ношу его всегда, так же, как монашки носят свои апостольники. Мой хиджаб не закрывает моего лица, в отличие, например, от очков, которые, по правилам, можно не снимать при фотографировании на паспорт".

Православие или смерть: 3 истории религиозной дискриминации в Украине

Она обращалась и в Главное управление государственной миграционной службы во Львовской области, и лично к начальнику отделения Железнодорожного района Львова, где ей следовало обновлять паспорт по месту прописки.

Эти обращения ничего не дали Елене, потому что в Главном управлении ей рекомендовали обратиться в районное отделение миграционной службы, а в районном отделении она все так же получала уведомление об отказе на основании указа МВД №320.

Девушка решила обратиться в правозащитную организацию "Центр Гражданских Свобод" с просьбой помочь ей в этой ситуации, которая начинала казаться безвыходной.

Организация согласилась помочь Елене защитить ее права безвозмездно и передала ее обращение в Секретариат Уполномоченного по правам человека.

Это помогло, и девушка получила уведомление о том, что ей разрешено подать фото на паспорт в хиджабе, поскольку его ношение обусловлено ее религиозными убеждениями и традициями.

Елене пришлось потратить три месяца на то, чтобы обновить свое фото в паспорте после того, как она достигла 25-летия, как того требует закон.

Сейчас она живет в Виннице, и для этого ей придется снова ехать во Львов.

Елена Бидуляк не собирается останавливаться на соблюдении своих прав львовской миграционной службой, а хочет, чтобы ее некомпетентные сотрудники понесли наказание за то, что ей пришлось так долго выполнять простейшую процедуру вклеивания фото в паспорт.

Танзиля Иса, мусульманка

Православие или смерть: 3 истории религиозной дискриминации в Украине

Фото со страницы Танзили Исы в Facebook

Танзиля также сталкивалась с непониманием со стороны госслужащих при оформлении документов, правда ее ситуация разрешилась мирно, просто потому, что сотрудники миграционной службы не очень-то разбирались в своей работе.

"Я знала, на что по законодательству я имею право, и самое смешное, что когда я принесла фото для того же паспорта, но уже в другом месте, то меня сама паспортистка неуверенно спросила: "А разве в платке можно?". Я сказала, а почему бы и нет? После чего фото молча вклеили и поставили печать".

Женщина говорит, что в последнее время часто слышит об этой проблеме от знакомых, которым не разрешают вклеивать фото на паспорт и не могут внятно объяснить, почему.

Основной аргумент, который приводят в случае отказа в оказании услуги это то, что мы не в мусульманской стране живем, но ссылок на закон, подтверждающий, что в хиджабе фотографироваться на паспорт нельзя, сотрудники привести не могут.

Танзиля Иса утверждает, что чем грамотнее и образованнее ваш собеседник, тем корректнее он старается задавать вопросы, касающиеся вашего внешнего вида.

Женщина вспоминает, как столкнулась с агрессией в учебном заведении из-за хиджаба.

После прохождения практики в одной школе, когда мне уже необходимо было подписать документы у директорки, она закатила скандал, увидев меня в платке. Крик стоял до потолка: директорка вопрошала, как я могла явиться в таком виде в школу и говорила, что если бы она увидела меня до начала практики, то не разрешила бы ее проходить здесь ни в коем случае", - вспоминает Танзиля.

Сравнивая нынешнюю ситуацию с религиозной дискриминацией в Украине с тем, что было лет 10 назад, женщина говорит, что в последнее время в соцсетях стали появляться такие обсуждения, которых раньше на возникало.

В комментариях пользователи все чаще проявляют открытую исламофобию, а главный аргумент противников мусульман - это то, что эмигранты в Европе "творят непонятно что".

Люди приводят в качестве примера такого "беспредела", устраиваемого мусульманами, случаи вроде того, когда женщина в хиджабе обезглавила ребенка в России. Выводы и обобщения делаются, в основном, именно на основании таких громких, но очень специфических ситуаций.

"Если раньше это было редкостью, то сейчас таких высказываний стало больше. Люди часто ставят знак равенства между тем же ИГИЛом и всеми мусульманами, не заморачиваясь по поводу того, что основными пострадавшими и жертвами их являются как раз те мусульмане, которые не поддерживают взглядов террористов".

Мария Пронина, агностик

Православие или смерть: 3 истории религиозной дискриминации в Украине

До 16 лет жизнь Марии во многом зависела от маминых духовных исканий, в которых она переходила из одного верования в другое, сменяя одного "провидца" на следующую общину просвещенных.

“Когда я была в старших классах, у моей мамы случилось сильное душевное потрясение. Умерла её мать, и тут же от нас ушел папа в другую семью. После 40 дней головки, мама поехала в Киев и попала к одному старцу из Киево-Печерской лавры, и мы резко стали православной семьей".

Мама Маши Прониной "вымолила" возвращение отца и после этого поняла, что метаясь всю жизнь, она не осознавала, что только в этой вере истина.

Недалеко от Машиного дома строился храм, и ее мама начала ходить туда, а позже стала петь там в хоре и читать на клиросе. Мария говорит, что мама практически заставляла ее быть православной.

Раз в неделю я ходила в её храм, мыла там лестницы, протирала иконы, убирала что мне говорили. "Вынося сор из храма, ты выносишь из своей души грехи", - говорила она мне".

Когда девушке было 19, ее родители случайно узнали, что она бисексуальна.

"На следующее утро после того, как они узнали, я проснулась от маминых криков, слез и громких молитв: "Господи, прости её ибо она не ведает, что творит".

После того, как родители Маши ушли на службу, она без вещей и денег убежала из дома. Провела на улице несколько дней, корила себя за то, что "грешница и проклята", за то, что дала своим "наклонностям" проявиться.

Когда она вернулась домой, ее месяц возили по лаврам, храмам и монастырям Украины, чтобы "излечить" ее от бисексуальности. Мама просила батюшек помочь дочери, говорила что Маша считает себя мужчиной, что в ней бесы и она больна духовно.

В итоге девушка устала от всех этих паломничеств и сказала матери, что она "излечилась".

С тех пор я вынуждена 10 лет жить во лжи. Из-за этого у меня развился хронический тревожный синдром, появились приступы паранойи. Меня контролировали во всем. Постоянно напоминали, какой я веры, и что я должна полностью соответствовать ей, выбрать себе мужа среди прихожан и жить с ним покорно, уступая ему во всем, потому что я всего лишь "бедро Адама" в помощь ему".

Устав за годы мучений в поисках Бога и попыток объяснить семье, что у нее есть своя точка зрения, Маша стала испытывать к религии неприязнь:

"Я на дух не переношу православие, и у меня на это есть миллион причин. Все, что я получила от жизни в православной семье - это расстроенную психику", - говорит она.

Мария говорит, что сейчас она выработала полный иммунитет к религиозности.

Текст опубликован при поддержке Кампании против дискриминации.

Комфортно ли чувствуют себя религиозные меньшинства в нашей стране?
Смиренная прихожанка церкви свидетелей Кивы, покровительница юродивых и блудливых

Рекомендуем