Несмотря на то, что Украина - светское государство, религия, в частности православное христианство, играет немалую роль в формировании внутренней политики и оказывает значительное влияние на повседневную жизнь украинцев.
Для кого-то это влияние оказывается положительным и спасительным - многие люди справляются с жизненными трудностями благодаря своей вере и находят в ней утешение в тяжелые времена.
Так, согласно исследованию этого года "Украинские ландшафты дискриминации", в котором приняли участие около 250 украинцев из разных городов и регионов страны, для 45% опрошенных молитва является важной частью их повседневной жизни.
Но другие вынуждены испытывать давление и затруднения из-за своей веры или же отсутствия религиозности, потому что их мировоззрение не соответствует мнению большинства.
По данным того же исследования, 12% респондентов считают, что религиозность ограничивает человека.
Как на самом деле обстоят дела в Украине для тех, кто не ходит в православную церковь, и подвергаются ли в нашей многоконфессиональной стране дискриминации религиозные меньшинства, мы узнали, поговорив с представителями религиозных общин и одной атеисткой.
Елена Бидуляк столкнулась с дискриминацией из-за своей религии, когда ей нужно было вклеить новое фото в паспорт.
В этой простой услуге Елене отказали во львовском отделении миграционной службы, потому как она - мусульманка и хотела фотографироваться в хиджабе.
Мотивировали свой отказ сотрудники миграционной службы внутренними распоряжениями и указом МВД Украины №320 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи паспорта гражданина Украины".
Работники львовской миграционной службы забыли о статьях Конституции 28 и 35, которые защищают право гражданина Украины на свободу вероисповедания и уважение к его достоинству.
В международных стандартах оформления заграничного паспорта сказано, что головные уборы на фото не допускаются за исключением тех случаев, когда их ношение обусловлено религиозными обычаями, медицинскими показаниями или культурными традициями.
К тому же, сами мусульманки не считают хиджаб просто головным убором. Так, для Елены Бидуляк - это неотъемлемая часть ее идентичности:
Она обращалась и в Главное управление государственной миграционной службы во Львовской области, и лично к начальнику отделения Железнодорожного района Львова, где ей следовало обновлять паспорт по месту прописки.
Эти обращения ничего не дали Елене, потому что в Главном управлении ей рекомендовали обратиться в районное отделение миграционной службы, а в районном отделении она все так же получала уведомление об отказе на основании указа МВД №320.
Девушка решила обратиться в правозащитную организацию "Центр Гражданских Свобод" с просьбой помочь ей в этой ситуации, которая начинала казаться безвыходной.
Организация согласилась помочь Елене защитить ее права безвозмездно и передала ее обращение в Секретариат Уполномоченного по правам человека.
Это помогло, и девушка получила уведомление о том, что ей разрешено подать фото на паспорт в хиджабе, поскольку его ношение обусловлено ее религиозными убеждениями и традициями.
Елене пришлось потратить три месяца на то, чтобы обновить свое фото в паспорте после того, как она достигла 25-летия, как того требует закон.
Сейчас она живет в Виннице, и для этого ей придется снова ехать во Львов.
Елена Бидуляк не собирается останавливаться на соблюдении своих прав львовской миграционной службой, а хочет, чтобы ее некомпетентные сотрудники понесли наказание за то, что ей пришлось так долго выполнять простейшую процедуру вклеивания фото в паспорт.
Фото со страницы Танзили Исы в Facebook
Танзиля также сталкивалась с непониманием со стороны госслужащих при оформлении документов, правда ее ситуация разрешилась мирно, просто потому, что сотрудники миграционной службы не очень-то разбирались в своей работе.
"Я знала, на что по законодательству я имею право, и самое смешное, что когда я принесла фото для того же паспорта, но уже в другом месте, то меня сама паспортистка неуверенно спросила: "А разве в платке можно?". Я сказала, а почему бы и нет? После чего фото молча вклеили и поставили печать".
Женщина говорит, что в последнее время часто слышит об этой проблеме от знакомых, которым не разрешают вклеивать фото на паспорт и не могут внятно объяснить, почему.
Основной аргумент, который приводят в случае отказа в оказании услуги это то, что мы не в мусульманской стране живем, но ссылок на закон, подтверждающий, что в хиджабе фотографироваться на паспорт нельзя, сотрудники привести не могут.
Танзиля Иса утверждает, что чем грамотнее и образованнее ваш собеседник, тем корректнее он старается задавать вопросы, касающиеся вашего внешнего вида.
Женщина вспоминает, как столкнулась с агрессией в учебном заведении из-за хиджаба.
Сравнивая нынешнюю ситуацию с религиозной дискриминацией в Украине с тем, что было лет 10 назад, женщина говорит, что в последнее время в соцсетях стали появляться такие обсуждения, которых раньше на возникало.
В комментариях пользователи все чаще проявляют открытую исламофобию, а главный аргумент противников мусульман - это то, что эмигранты в Европе "творят непонятно что".
Люди приводят в качестве примера такого "беспредела", устраиваемого мусульманами, случаи вроде того, когда женщина в хиджабе обезглавила ребенка в России. Выводы и обобщения делаются, в основном, именно на основании таких громких, но очень специфических ситуаций.
"Если раньше это было редкостью, то сейчас таких высказываний стало больше. Люди часто ставят знак равенства между тем же ИГИЛом и всеми мусульманами, не заморачиваясь по поводу того, что основными пострадавшими и жертвами их являются как раз те мусульмане, которые не поддерживают взглядов террористов".
До 16 лет жизнь Марии во многом зависела от маминых духовных исканий, в которых она переходила из одного верования в другое, сменяя одного "провидца" на следующую общину просвещенных.
“Когда я была в старших классах, у моей мамы случилось сильное душевное потрясение. Умерла её мать, и тут же от нас ушел папа в другую семью. После 40 дней головки, мама поехала в Киев и попала к одному старцу из Киево-Печерской лавры, и мы резко стали православной семьей".
Мама Маши Прониной "вымолила" возвращение отца и после этого поняла, что метаясь всю жизнь, она не осознавала, что только в этой вере истина.
Недалеко от Машиного дома строился храм, и ее мама начала ходить туда, а позже стала петь там в хоре и читать на клиросе. Мария говорит, что мама практически заставляла ее быть православной.
Когда девушке было 19, ее родители случайно узнали, что она бисексуальна.
"На следующее утро после того, как они узнали, я проснулась от маминых криков, слез и громких молитв: "Господи, прости её ибо она не ведает, что творит".
После того, как родители Маши ушли на службу, она без вещей и денег убежала из дома. Провела на улице несколько дней, корила себя за то, что "грешница и проклята", за то, что дала своим "наклонностям" проявиться.
Когда она вернулась домой, ее месяц возили по лаврам, храмам и монастырям Украины, чтобы "излечить" ее от бисексуальности. Мама просила батюшек помочь дочери, говорила что Маша считает себя мужчиной, что в ней бесы и она больна духовно.
В итоге девушка устала от всех этих паломничеств и сказала матери, что она "излечилась".
Устав за годы мучений в поисках Бога и попыток объяснить семье, что у нее есть своя точка зрения, Маша стала испытывать к религии неприязнь:
"Я на дух не переношу православие, и у меня на это есть миллион причин. Все, что я получила от жизни в православной семье - это расстроенную психику", - говорит она.
Мария говорит, что сейчас она выработала полный иммунитет к религиозности.
Текст опубликован при поддержке Кампании против дискриминации.