6-7 декабря 2017 Верховная Рада Украины голосовала за принятие законопроектов (№ 4952 и 5294) о предотвращении домашнего насилия и защиты переживших насилие.
Оба закона предусматривают более жесткие наказания для абьюзеров и позволяют нацполиции контролировать поведение нарушителя, чтобы избежать повторного насилия. Впервые в Украине ввели уголовную ответственность за домашнее насилие. Это первые шаги к противодействию домашнего насилия, как явления.
Но не все так радужно. Принятый законопроект 5294 не охватывает множества важных аспектов, терминов и поправок в вопросах борьбы с домашним насилием.
Депутаты решили избавиться от слова "гендер", без которого документ лишен смысла и может стать препятствием для ратификации Стамбульской конвенции.
Мы собрали комментарии от правозащитниц и депутаток, которые разъясняют, что еще не так в законе и почему его принятие не соответствует международным обязательствам Украины.
Из текста документа убраны любые упоминания о гендере.
"Гендер", "гендерная идентичность", "гендерные стереотипы", "гендерно обусловленое насилие" - на все эти термины депутаты закрыли глаза и не проголосовали за поправки к закону.
Хотя этот пункт является обязательным для исполнения в соответствии со Стамбульской конвенцией, направленной на предотвращение насилия в отношении женщин.
Идея изъять из текста все "производные гендера" - давление Рады Церквей, которая выступает активно против ратификации конвенции.
По мнению церковников, ратификация станет "инструментом для популяризации в украинских школах и университетах новых "гендерных ролей" и однополых отношений", а это ставит под угрозу "традиционную" семью.
Депутаты оставили без внимания, что термин "гендер" международный и признан в мире, а также всеми европейскими институтами.
"Проект 5294 определяет организационные основы предотвращения домашнего насилия. Это то, что является проявлением насилия обусловленного гендерными стереотипами относительно участия мужчин в различных сферах жизни. Поэтому нам важно, чтобы терминология, которая есть в Стамбульской конвенции была учтена в этом законопроекте… К сожалению, нардепы забывают или не осведомлены о существовании уже существующей в законодательстве терминологии. Они подпадают под влияние и толкуют превратно. Это важно, потому что законопроект есть в рамках международного права", - рассказала в интервью Громадському радіо народная депутатка Мария Ионова.
В тексте закона больше нет запрета дискриминации по списку признаков - сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, состояния здоровья, национальность, и прочие.
Вместо этого депутаты оставили "дискриминацию по признаку пола", а еще свалили в одну кучу права, свободы и привилегии.
"Было внесено странное определение, где содержится только признак пола, причем "действительного или предположительного". В этой же норме упоминается запрет на ограничение в реализации прав, свобод и привилегий. И тут непонятно, что именно законодатели имели в виду, ибо такое понятие, как привилегии и их реализация не может находится в одном списке с правами и свободами", - объясняет Елена Шевченко, глава ГО "Инсайт".
В законе "О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине" прописано, что "Привелегии в отношении лиц по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, семейного и имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам (далее - определенные признаки) являются дискриминацией".
Депутаты проголосовали за Единый государственный реестр случаев домашнего насилия. Якобы это поможет предупредить повторные случаи насилия и защитит интересы пострадавших лиц.
Такой реестр нарушает конфиденциальность, говорят правозащитницы. К личным данным переживших насилия будут иметь доступ ряд чиновников, что вызывает опасение. К тому же такого реестра не предусмотрено Стамбульской конвенцией.
"Коллеги так "усовершенствовали" документ, что теперь тысячи лиц - от работников сельских советов для работников министерств - иметь доступ к персональным данным жертв, свидетелей и обидчиков. Можем иметь противоположный от ожидаемого результата - о фактах домашнего насилия просто не будут сообщать, чтобы не "светить" информацию", - объясняет Ирина Суслова, народная депутатка Украины
Как это будет работать?
"Граждане, которым стало известно о случаях домашнего насилия, должны сообщить о них в органы местной власти или подразделений Национальной полиции, или в колл-центр по вопросам предотвращения и противодействия домашнему насилию, насилию по половому признаку и насилию в отношении детей. Колл-центр, в свою очередь, должен немедленно передавать сообщения о случаях насилия в подразделения полиции, службы по делам детей для безотлагательного реагирования", - сообщил представляя документ первый замглавы комитета по вопросам семьи, молодежной политики и спорта Николай Величкович.
Данные о переживших насилие будут сохраняться лишь с их согласия и храниться только определенное время. В тоже время, если абьюзер будет оправдан или была опровержена информация о насилии, персональные данные из реестра будут удаляться. Не понятно лишь одно - как будет решаться вопрос конфиденциальности таких реестров.
Принятый без правок законопроект 5294 усложняет дальнейший процесс ратификации Стамбульской конвенции.
Без терминологии, которая была убрана, этот закон идет вразрез с международными обязательствами Украины. В процессе ратификации конвенции депутаты не имеют права ее менять, искажать.
"Парламент оказал Украине "медвежью услугу", создав препятствие на пути ратификации Стамбульской конвенции. Без указанных дефиниций законопроект 5294 не может считаться имплементационным, ведь он не соответствует нашим международным обязательствам. Стамбульская конвенция, как мощный рамочный документ по борьбе с домашним насилием поставлена под угрозу. Попытка подменить его отечественным "суррогатом" не равноценно, ведь законопроект 5294 не содержит тех системных предложений, которые есть в тексте конвенции", - прокомментировала ситуацию Ирина Суслова, народная депутатка Украины.
Безусловно, да.
Теперь, под термин "домашнее насилие" попадают все акты физического, сексуального, психологического или экономического насилия, совершенные между бывшим или нынешним супругами или людьми, которые вместе живут или жили. Раньше, если брак не был зарегистрирован, то преступление могли не квалифицировать как домашнее насилие.
Кроме этого, предполагается ряд изменений в образовании, медицинских учреждениях, работы полиции и судов.
Нарушителям закона грозит наказание в виде 150-240 часов общественных работ, арест до 6 месяцев или ограничение свободы до 5 лет. Нацполиция получила право контролировать поведение абьюзера, чтобы не допустить повторного насилия, правоохранители также могут следить, чтобы нарушитель придерживался наложенных на него временных ограничений и выполнял определенные обязанности.
Медики обязаны будут сообщать Нацполиции о повреждениях, которые могли быть получены через домашнее насилие.
Телефон "Горячей" линии по предупреждению домашнего насилия, торговли людьми и гендерной дискриминации, работу которой обеспечивает Общественная организация "Ла Страда-Украина": бесплатно с мобильного можно звонить по номеру 116 123.