Люди всегда были склонны применять социальные конструкции не только друг к другу, но и к прочим живым существам и даже неодушевленным объектам.
Так появилось, например, гендерное разделение в одежде и игрушках, животным и объектам начали приписывать черты, свойственные только homo sapiens, и даже некоторые цвета превратились из простой абстрактной характеристики электромагнитного излучения в очень конкретные социальные ярлыки.
Разберем самый яркий пример - розовый цвет, пресловутую мадженту, которая стала "женским" цветом и сегодня уже с трудом воспринимается без привязки к гендеру.
С эстетической точки зрения, розовый - цвет исключительный, и перепутать его с чем-то другим невозможно. И даже несмотря на то, что его культурные значения менялись со временем, этот цвет и многие его оттенки заняли прочное место в моде, политических движениях и социологии.
Сама концепция розового цвета уходит своими корнями в далекое прошлое - еще в 800 г до н.э. Гомер описывал в своей "Одиссее" восход солнца, используя эпитеты, напоминающие те, которыми мы сегодня пользуемся при обозначении розового и его оттенков.
Но само слово "розовый" стали употреблять только в 17 веке, благодаря цветам из семейства гвоздичных и греческому ботанику Теофасту, который придумал им название "pinks".
Во времена раннего Ренессанса художники изображали Христа в розовых тонах, потому что этот цвет тогда ассоциировался с невинностью и лоном, что символизировало начало всего сущего. Точно так же Венеру, богиню любви и близости, в тот период часто рисовали со светящейся кожей розовых оттенков.
Совершенно иные коннотации розовый цвет приобрел во времена французского короля Людовика XV и его неповторимой госпожи Мадам Помпадур, чьим любимым цветом, по предположениям историков, был именно розовый.
Именно благодаря ей этот цвет впервые стали упоминать в связке с женственностью. Но образ жизни Мадам Помпадур придал этой связи значения, отличные от принятых во времена эпохи Возрождения - фривольность, соблазнительность и порочность.
Таким образом, расцвет эры Рококо положил начало прочной ассоциации розового цвета с женщинами и гендерными характеристиками.
Неразрывная связь фэшн-индустрии и розового цвета началась в 1856 году со случайного изобретения химических синтетических тканевых красителей. В начале 20 века итальянская дизайнерка и художница Эльза Скиапарелли, истинная новаторка в мире моды, открыла для розового цвета безграничные перспективы, используя его в своих работах так, как до нее никто не делал.
А ее коллаборации 30-х годов с Сальвадором Дали и Жаном Кокто и вовсе произвели настоящую революцию в фэшн-индустрии, сделав цвет активным смыслообразующим элементом дизайна.
Несмотря на постепенную популяризацию розового цвета, как "женского", он все же не воспринимался таковым общественностью до 1940-х.
В начале 19 века, когда люди уделяли особое внимание символизму цветов, красный рассматривали как признак богатства и мужественности, и носили его, в основном, мужчины.
А мальчиков по традиции одевали так, как будто они - миниатюрные версии своих отцов. А поскольку розовый - это оттенок красного, маленькие ребятишки часто носили одежду именно такого цвета.
Так, до 1940-х, когда в игру вступили мануфактуры, и производство товаров стало быстрее, массовее и дешевле, чем когда-либо, а продвижением этих товаров на рынке вплотную занялись маркетологи, дети обоих гендеров облачались в простые свободные белые платья до наступления шестилетия.
Существует множество теорий о том, как же все-таки розовый стал настолько феминизированным цветом, но с точностью можно сказать одно - популярным среди широких масс его сделали известные исторические фигуры.
Например, Первая Леди Мами Эйзенхауэр, одержимая розовым цветом в той же степени, что и Мадам Помпадур, внесла огромную лепту в его популяризацию в культуре потребления. Она любила розовый во всем - в интерьере, одежде, предметах быта, игрушках.
Эту любовь жены президента взяли в оборот ушлые маркетологи и построили на ней не одну гендерно-направленную рекламную кампанию. Для Америки того периода Мами стала архетипом высоконравственной, с энтузиазмом исполняющей свой долг хранительницы домашнего очага - образцом настоящей американской женщины 1950-х годов.
Розовый не раз использовался разнообразными политическими и общественными движениями, которые делают ставку на реальные действия, а не красивые слова.
Так, в современной Индии смелые женщины, не желающие мириться с мизогинией и ущемлением прав, создали группу охраны общественного порядка Gulabi Gang (Розовая Банда), которая занимается тем, что отлавливает насильников и обидчиков женщин и избивает их палками за их злодеяния.
Вступить в члены группы можно за 4$ - такова цена ярко-розового сари, униформы воинствующих защитниц прав женщин.
В 1987 году организация ACT UP, борющаяся с ВИЧ/СПИД и против стигматизации инфицированных людей, начала использовать розовый треугольник со словами "Молчание = смерть" в качестве своего логотипа.
Во время Второй мировой войны таким символом, только перевернутым и без слов, нацисты клеймили гомосексуальных мужчин в концентрационных лагерях, используя его как знак позора. А позже, в 1970-х годах розовый треугольник снова перевернули американские активисты Стоунволлских протестов, сделав его международным символом борьбы за права ЛГБТ-людей.
В визуальной культуре, идея о том, что розовый цвет связан с феминностью не нова, но сегодня становится все более очевидно, что бинарность цвета все же будет переосмыслена по мере развития эстетики и гендерной экспрессии.
Несмотря на многовековую историю попыток привязки цвета к тому или иному гендеру, последний все же является слишком сложной конструкцией, чтобы определяться такими простыми вещами, как цвет одежды. Разум ребенка не розовый и не голубой, как бы мы не хотели загнать его в эти примитивные рамки.
И даже если женщины, доказавшие миру свою силу и вошедшие в историю, носили розовые платья, это был их личный выбор, который позволил этому цвету раскрыться как символу смелых людей и дал возможность другим принять его именно таким.