Главный секрет быстрого и эффективного обучения заключается не в количестве времени, которое вы тратите на практику, а в чередовании разных методов практики.
Разнообразие в способах запоминания и осваивания новых знаний помогает учиться в два раза быстрее, чем обычная ежедневная рутинная практика.
Усвоение моторных навыков требует репетиций, но введение новых элементов в эти репетиции значительно увеличивает их эффективность.
Исследование, проведенное в Университете Джонса Хопкинса в США, показало, что участники эксперимента осваивали навыки работы с компьютером гораздо быстрее, когда они использовали различные методы практики, чем когда они делали одно и то же каждый раз.
Результаты этого исследования предполагают, что на быстроту усвоения новой информации влияет такой процесс, как реконсолидация - стабилизация информации в памяти послее ее получения.
В процессе реконсолидации уже усвоенная ранее информация дополняется новыми знаниями.
Профессор Пабло Целник в своем исследовании продемонстрировал, что реконсолидация играет ключевую роль в осваивании моторных навыков.
"Если вы разнообразите свою практику, немного модифицировав задание, которое нужно выполнить, процесс обучения пойдет намного быстрее, чем если вы будете делать одно и то же задание из раза в раз", - говорит Целник.
86 человек, принявших участие в исследовании, тренировались управлять курсором на экране компьютера с помощью сжатия маленького устройства.
Одна группа выполняла задание два раза в день, другая один раз в день, а третья делала задание раз в день, при этом немного меняя механику выполнения поставленной задачи.
Лучше всего справилась с работой именно та группа, которая модифицировала свою практику - участники обучились навыку в два раза быстрее, чем те, кто просто делал одно и то же во время каждой тренировочной сессии.
Однако, это работает только в случае внесения небольших изменений в практику, а серьезные изменения в механике тренировок делу не помогают.
Результаты работы профессора Целника позволяют взглянуть на процесс обучения совсем по-другому.
Музыканты могут осваивать новый инструмент быстрее, внося разнообразие в свою практику, а люди с ампутированными конечностями смогут лучше приспосабливаться к своим протезам, каждый раз используя их по-разному.
Таким образом, исследование Целника имеет большие перспективы для реабилитационных практик.