От диско до рейва

как квир и этническое разнообразие повлияли на клубную культуру
Современную культуру невозможно представить без электронной и клубной сцены.

Танцевальная музыка зародилась в маргинальной среде людей цвета и ЛГБТ-сообщества, но создается впечатление, будто все успели забыть об этом.

В своем развернутом исследовании доктор наук, преподаватель эпистемологии и исследований популярной музыки Луис-Мануэль Гарсия рассматривает историю квирных корней клубной культуры. Update.com.ua перевел с сокращениями текст Residentadvisor об "альтернативной истории сексуальности в клубном движении".

От себя добавим, что клубная культура Киева переживает небывалый подъем, где каждой и каждому есть место на танцполе. Пусть же дух уважения, разнообразия и толерантности не покидает рейвы!
Квир (queer) - иногда этот термин используют для обозначения всех людей с негетеросексуальной ориентацией, для трансгендерных людей, а также для тех, кто не хочет идентифицировать себя с конкретным полом или сексуальностью. Тогда идентификация квир-человека выходит за рамки бинарности "мужчина-женщина".

Квир - альтернатива гетеронормативности (принятия гетеросексуальности как единственной нормы).
Большинство музыкальных площадок, на которых зародились современные музыкальные направления - диско, гараж, хаус и т.д. - были тесно связаны с маргинализированными группами. Включая лесбиянок, геев, трансгендерных людей и представитель_ниц разных этнических групп.
Фото с Residentadvisor
Если истоки электронной музыки так тесно связаны с сексуальным (и не только) разнообразием, почему современной публике приходится напоминать об этом?

Впрочем, квирная музыкальная сцена продолжает процветать сегодня, даже если она находится не в фокусе мейнстримных медиа танцевальной музыки.


Это исследование проливает свет на квирные истоки клубной культуры, и рассказывает историю квир-андеграунда электронной музыкальной сцены.
Нью-Йоркское диско и гараж

Paradise Garage, фото Residentadvisor
В начале 1970-х в Нью-Йорке квирные люди цвета (people of color), в первую очередь афро-американского и латино-карибского происхождения, и многие гетеросексуальные, но не зашоренные однодумцы собирались вместе, чтобы создать небольшие оазисы посреди сурового урбанистическом ландшафта.


Там люди могли чувствовать себя безопасно, быть собой или стать на время кем-то другим, уходя от повседневной "нормальности".


Музыка была неотъемлемой частью этих собраний, и этот звук в конце-концов превратился в стиль под названием диско. Его звучание было миксом соула, фанка и Латинской музыки.

Одним из мест зарождения диско было место The Loft, где ди-джей и продюсер Дэвид Манкусо устраивал серию приватных вечеринок в своем жилье на Манхэттене.


На этих вечеринках собиралось множество людей с разной гендерной экспрессией, сексуальной ориентацией, этничностью и из разных социальных классов.
https://talesfromtheracks.files.wordpress.com/2015/01/wpid-mancuso_hujar-1975.jpeg
Дэвид Манкусо
Позже в 70-х диско стало невероятно популярным, заняло свою нишу в экономике ночной жизни, и проникло в мейнстримные дискотеки.


Диско крутили по американскому и мировому радио, и оно постепенно привлекало более широкую публику из белых гетеросексуальных людей среднего класса. По мере того, как записи диско начали заполнять собой музыкальный рынок, диско утратило свою связь с квирными людьми цвета.


Коллапс диско ударил по ночным клубам особенно сильно, и несколько клубов, которым удалось выжить, продолжали формировать "андеграунд" эпохи пост-диско.
Paradise Garage в Нью-Йорке был одним из самых известных уцелевших клубов, обращенным на публику, которая в основном состояла из квиров, темнокожих людей и людей латино-карибского происхождения.


Ди-джей Ларри Леван, резидент Paradise Garage, лояльно следовал за танцорами, развивая тот отличительный звук, который позже станет известен как "гараж".


Гараж рассматривают как исток, параллель или подвид направления хаус. Медленнее, чем чикагский хаус, гараж был миксом диско, R&B, соула и фанка с обработанным вокалом госпелов.
Чикагский хаус
Большинство историй Чикагского хауса начинаются с Фрэнки Наклза, диско ди-джея из Нью-Йорка.


Фрэнки Наклз играл со своим другом Ларри Леваном, резидентом клуба Paradise Garage, в гей-клубе Continental Baths на Манхэттене.


Позже Наклз переехал в Чикаго, где он стал резидентом клуба The Warehouse, которй был прежде всего обращен на публику темнокожих геев и латиноамериканцев.


В 1982 году Наклз открыл свой собственный клуб Power Plant. Резидентом The Warehouse стал Рон Харди.
https://www.residentadvisor.net/features/1927
Фрэнки Наклз
(cлева)
Звук Чикагского хауса был создан благодаря городским клубам, где в основном собирались темнокожие люди и квиры.


Звук появился из микса более олдового диско с итало-диско, фанка, хип-хопа и европейского электропопа.
Растущая популярность хауса и эйсид-хауса в Великобритании принесла ди-джеям из Чикаго не только продажи записей, но и концерты. Те часто ездили в Европу, чтобы играть в основном для белой гетеросексуальной публики.


В то время как музыкальную сцену, из которой они происходили, местный американский музыкальный рынок в основном продолжал игнорировать.


Итак, несмотря на коллапс диско, в Чикаго оно не ушло в небытие. Оно просто вернулось в андеграундную квирную танцевальную сцену в виде направления хаус.
Детройтское техно
Джей Дениэл Junodownload
Сексуальое разнообразие гораздо менее видимо в истории происхождения Детройтского техно. Этничность гораздо чаще упоминают как важный фактор становления музыкальной сцены, в отличие от сексуальности и гендера, которые реже фигурируют в "официальной" истории техно.

Сексуальность сыграла важную роль в развитии музыкального ландшафта Детройта, утверждает в своей книге "Out Come The Freaks: Electronic Dance Music And The Making Of Detroit After Motown" Карлтон Гольц, ученый, писатель и музыкальный историк из Детройта.

Гольц начинал с Морисом Митчеллом, ди-джеем, крутившим диско в Детройте начиная с 1971 года.
https://www.residentadvisor.net/features/1927
Морис Митчелл
Митчелл и компания были частью поколения преимущественно темнокожих и/или гомосексуальных ди-джеев, которые привнесли новые ди-джейские техники и звук из Нью-Йорка и Чикаго.

Это поколение диско и пост-диско ди-джеев, игравших в основном на квир-площадках, и состоящих в комьюнити, играло ключевую роль в развитии Детройтского техно.

Многие из легенд Детройтского техно начинали с посещения (и часто погружения внутрь) площадок, где олдовое поколение гомосексуальных темнокожих ди-джеев соединяли диско с новым звучанием хауса и гаража.

Фото с Redbullmusicacademy
История Детройтского ЛГБТК также не закончиась в 80-х. Это олдовое поколение преимущественно гомосексуальынх ди-джеев продолжило играть на местных вечеринках в начале 2000-х годов, хотя большинство из них либо отошли от дел, либо к настоящему времени уже ушли на покой.
Эйсид-хаус и рейвы
http://www.theransomnote.com/music/gone-rave/gone-to-a-rave-13-acid-techno/
В отличие от США, фанами диско в Великобритании в 70-х зачастую были гетеросексульные белые люди из рабочего класса.

Это создало благодатную почву для появления эйсид-хауса, который стал великобританским, а затем и международным феноменом.
Фото с Theransomnote
Начиная с 1985 года, Чикагский хаус начал появляться в северной части Великобритании, а также на рейвах в Манчестере.

Эйсид-хаус быстро стал популярным в Лондоне. Ночной гей-клуб Heaven был одной из первых площадок для проведения ночных врывов под эйсид-хаус.

В 1987 году Shoom Денни Ремплинга стал первым клубом, который играл эйсид-хаус. Годом позже Ники Холлоуэй, друг Ремплинга, открыл еще один клуб, играющий эйсид-хаус - Trip.

Ни один из этих клубов не был явно направлен на гей-публику, хотя оба из них позиционировались как открытые (open) или гей-френдли.
Для того, чтобы избежать полицейского давления, многие продюсеры стали организовывать мероприятия за городом. Это заложило основу для Второго Лета Любви, периода с 1988 года, когда великобританская рейв-сцена вышла далеко за пределы страны.

Также, как и Первое Лето Любви, рейв-культура провозгласила "любовь" и "свободу" своими главными ценностями, оставив, однако, нормативные гендерные роли и сексуальную ориентацию.

Фото с Xceed.me
Истоки рейва лежат в ночной жизни квиров, темнокожих людей и латиноамериканцев, и изначально он сильно отличался от "мейнстримной" клубной культуры того времени.

Но в конце 80-х годов рейвы в Великобритании, как позже и в Северной Америке, стала посещать все та же белая гетеросексуальная публика из среднего и рабочего класса.
https://thump-images.vice.com/images/articles/meta/2015/1/27/luke-bainsbridge-acid-house-1422359077169.jpg?v1.0b22r1
Андеграундные квиры
Этот очерк истории диско и ранней эры пост-диско довольно поверхностный, и он не учитывает целый спектр других площадок и направлений, которые обычно фигурируют в истории электронной музыки.

Есть еще много других историй о разнообразии становления танцевальной музыки, которые необходимо рассказать.

Если истории маргинализированных людей обычно исчезают из "официальной" истории, нам необходимо более пристально вглядеться в те фрагменты, которые не так запросто вписываются в это доминирующее повествование.
Дрэг-балы
Одна из этих историй - это рассказ о культуре бальных залов, смеси музыки, танцев, искусства перформансов, моды и личного переосмысления.

Сердцем этой культуры является дрэг (DRessed As a Girl)-бал - комбинация конкурса красоты, показа мод и танцевального соревнования, берущая свои истоки в исторически маргинализированных трансгендерных сообществах.
В 1970-х люди, причастные к сцене дрэг-балов, самоорганизовывались в "дома" - семьи по выбору, которые соревновались как команды на балах, обменивались ресурсами, вместе занимались рутинными делами и часто жили под одной крышей.


Дрэг-балы были и живым архивом пост-диско эры, и оплотом новых направлений в музыке и танцах, которые значительно повлияли на танцевальную культуру.

Почти все движения, которые вы видите в R&B и поп видео сегодня, пришли от хореографов, которые были вовлечены в культуру бальных залов.
https://www.residentadvisor.net/features/1927
Эта сцена привлекла всеобщее внимание в начале 1990-х годов благодаря трем вещам. Первая - это выпуск документального фильма Дженни Ливингстон "Paris Is Burning" о бальных сценах в Нью-Йорке.

Вторая - анализ Джудит Батлер этого фильма и других дрэг-событий в рамках ее влиятельной теории гендерной перформативности.

И третья - это танцевальный хит сингл Мадонны "Vogue", который был назван в честь vogueing - отличительного танцевального стиля дрэг-балов.

Дрэг-балы исторически были нишей квирных людей цвета, хотя там также всегда было меньшинство белых гетеросексуальных и/или цисгендерных участни_ц.

Эти сцены предоставляют трансгендерным людям пространства, где те могут наслаждаться степенью социальной значимости и культурного авторитета.
Фотографии с сайта Thequietus
Дрэг-балы также играют важную роль в переосмыслении себя для социально-маргинализированных людей.

Все элементы соревнований, взятые из конкурсов красоты - от трофеев до тиар - могут быть прочитаны как ответ на отторжение и унижение, с которыми квиры сталкиваются в повседневной жизни.
Circuit parties
("Гей-рейвы")
Во многих смыслах circuit parties являются полной противоположностью дрэг-балов.


Последние были камерными событиями, самоорганизованными сообществом, которые проходили после закрытия в старых банкетных залах, и которые посещали в основном бедные, непривилегированные, гендерквирные люди цвета.


Circuit parties же были событиями огромного масштаба, которые спонсировали корпорации. Они проводились на больших локациях, и их посетителями были богатые, в основном белые мужчины-геи.

Фото с Residentadvisor
Некоторые писатели окрестили эти тусовки "гей-рейвами". Это название не претендует как на полную правду, так и на полную ложь.

Для многих квирных людей, circuit parties стали символизировать "мейнстримную мужскую культуру белых геев", особенно в ключе того, что их масштаб и значимость способствовали созданию доминантной, "нормальной" гей-идентичности, которая исключила много других идентичностей.
http://thenandnowtoronto.com/2014/12/then-now-boots/

При всей своей коммерциализации, многие из самых известных circuit parties также жертвовали часть денег, вырученных с продажи билетов, на благотворительность.
В частности, на исследования ВИЧ/СПИДа и его лечение, как и других заболеваний, которые касались ЛГБТК, а также поддержку сообщества в вопросах сексуального здоровья.

В этом смысле между circuit parties и дрэг-балами есть что-то общее. И те и другие можно рассматривать как важные места для укрепления сообщества, сексуального образования и политического активизма.

Особую значимость это имело в начале кризиса, возникшего в конце 80-х из-за ВИЧ/СПИДа, когда национальная политика в области здравоохранения США, казалось, была совершенно не подготовлена и преднамеренно не осведомлена в этом вопросе.
Дип-хаус в Мидтауне, Манхэттен
Еще в 2009 году Терре Темлиц (Terre Thaemlitz, DJ Sprinkles) выпустила альбом под названием Midtown 120 Blues.

Темлиц работала ди-джейкой несколько лет на протяжении ранних 90-х в одном из трансгендерных клубов Sally's II.

Клубы, расположенные в этой части Манхэттена, были маргинальными вдвойне, поскольку другие квир-сцены не одобряли секс-работу, которая часто происходила там.
Терре Темлиц Residentadvisor
Темлиц - мультижанровый композитор-продюсер, эссеист, трансгендерный человек, политический активист и просветитель.

К концу 80-х она переехала в Нью-Йорк, сбегая от ожесточенной гомофобии, царившей в ее родном городе. Однако вскоре она узнала, что городские техно-клубы были "подавляюще белыми и гетеросексуальными", где также доминируют мужчины.


"В отличие от Нью-Йорксокй техно-сцены, эти хаус-сцены, где были диско, квирность, этническое и гендерно разнообразие, были более вопиющими. Значительная часть дип-хауса из Нью-Йорка и Нью-Джерси, которая вышла в конце 80-х, была своего рода мостиком между теми двумя чувствительностями - диско и техно-поп, под которые я вырос", - говорит Темлиц.
http://factmag-images.s3.amazonaws.com/wp-content/uploads/2014/01/TerreThaemlitz2801141.jpg

Темлиц вовлеклась в ди-джеинг, создавая сборники и выступая ди-джейкой на благотворительных акциях для политических активистских групп, таких как ACT-UP, которые занимали центральное место в публичных обсуждениях ВИЧ/СПИДа в 80-х.
90-е стали временем кризиса для многих городских изгоев.

Под давлением экономических сил и полицейской жестокости многие из секс-работниц, которых Темлиц знала благодаря Sally's, покинули Манхэттен.

"Некоторые уехали в Джерси. Другие уехали на север. Третьи - никто не знает. Это разбило мое сердце", - говорит Темлиц.

Звучание разбитого сердца, как и некую злость, можно услышать в Midtown 120 Blues, дип-хаус альбоме, которые повествует об одиночестве и тяжелых временах, а не об эйфорическом эскапизме.
https://www.residentadvisor.net/features/1927
Лесбийский клаббинг в Париже
Дженнифер Кардини Residentadvisor
В большинстве городов мужчины преобладают на квирной музыкальной сцене, особенно в качестве организаторов и ди-джеев.


Но Париж был особым исключением с конца 90-х. Женщины квир играли важную роль в становлении электронной музыки, пребывая в роли ди-джеек, продюсерок мероприятий, работниц на баре, и собственно посетительниц клубов.


Одна из самых влиятельных фигур этой сцены - Дженнифер Кардини, ди-джейка, продюсерка и директорка лейбла Correspondant.


Она начинала как резидент ди-джейка в Le Pulp, лесбийском клубе, который сыграл ключевую роль в вовлечении женщин в электронную музыку Парижа.
Когда Le Pulp открылся в 1997 году, основательница клуба была соседкой по комнате с местной ди-джейской иконой DJ SexToy (Delphine Palatsi). SexToy зависала с Кардини и Фани Корал из Kill The DJ, Фабрисом Деспрез из Phunk Promotion и Иваном Смагге. Она объединила их, чтобы сформировать команду ди-джеев Le Pulp.

"Энергия Парижской лесбийской сцены того времени была в своем роде исключительной", - говорит Кардини.

Фото с Redbullmusicacademy
Le Pulp привлекал лесбийских клабберок, придерживаясь политики открытых дверей, которая привела к более разношерстной толпе, рассказывает Кардини.

"Все приезжали из разных городов, были разной сексуальной ориентации, из разных классов и с разным образовательным бекграундом. Было значительной ощущения сообщества, несмотря на все различия. Темнокожие люди, арабы, трансы, лесбиянки, геи, потерявшиеся туристы, хипстеры, рабочий класс - все могли присоединиться", - вспоминает Кардини.
http://www.emmetrop.fr/wp-content/uploads/2014/09/event_dj_sextoy.jpg
DJ SexToy
(Delphine Palatsi)
За десять лет своего существования Le Pulp представил электронной музыке целое поколение квирных женщин. Клуб вдохновил многих из них на выход на электронную сцену.

Le Pulp в итоге закрылся в 2007 году, когда здание купил город для жилищного проекта. Но его закрытия породило новое поколение женщин-продюсерок и появление новых площадок.
Хаус и квайто в Йоханнесбурге
Есть много историй, которые выходят за пределы Европы и Северной Америки.

Но история Лерато Хати из самого большого города Южной Африки отчетливо показывает, как развивалась квирная танцевальная сцена в тех краях.
https://www.residentadvisor.net/features/1927
Хати является менеджеркой Uzuri Recordings и Uzuri Artist Bookings & Management.
Квировать в 80-е - 90-е было нелегко, особенно в окрестностях Йоханнесбурга. Совершение каминг-аута было нечто запретное из соображений безопасности, так как последствия могли быть ужасными, вспоминает Хати.


В 90-х годах главные квир-френдли клубы находились в более богатых белых районах, таких как 4th World, первый специализированный клуб Йоханнесбурга, клубы Embassy и Idols.


Хотя сцены танцевальной музыки в городах по всему миру боролись с расовыми разногласиями, в Йоханнесбурге было особенно ощутимым наследие Апартеида.
https://www.residentadvisor.net/features/1927
Хати работала с мультикультурной группой белых, индийских, китайских и темнокожих южноафриканцев, но они были несколько необыкновенной командой.


"В то время многие люди называли нас "United Colours of Benetton", вспоминает Хати.

Поворотным моментом для темнокожих квиров был бисексуальный каминг-аут Бренды Фасси, "Королева Квайто" (квайто - африканский хаус, немного приближенный к хип-хопу).
"Это был поворотный момент для многих темнокожих квиров. Их можно было увидеть намного больше в центре Йоханнесбурга. Каждую пятницу люди зависали в баре в торговом центре", - говорит Хати.


Но необходимость в безопасности оставалась: пароль, чтобы попасть в бар, был "абангани", зулусское слово для "друзей".


С 1990-х годов многое изменилось в Йоханнесбурге. Хати вернулась в город в 2012 году и обнаружила, что большинство клубов, которые она знала, исчезли.


В то же время она отметила гораздо большее количество мужчин-геев на улицах города. "Молодые, красивые и очень стильные темнокожие квиры. Здорово было это увидеть, но вместе с этим грустно, что до сих пор существует много грубой жестокости против темнокожих лесбиянок, что должно быть связано с патриархатом", - говорит Хати.

На этом, конечно, история не заканчивается. По всему миру есть еще много историй о сексуальности и культуре танцевальной музыки, как в прошлом, так и в настоящем, которые можно было бы рассказать.

Особенно это важно в виду разбавления "официальной истории" музыки (и не только) упоминанием о тех людях, кого обычно не хотят делать видимыми.

Made on
Tilda