3 дискуссии Фестиваля Равенства, которые стоило послушать

Как женщины меняют общество, принимая решения, как ЛГБТ проявляют гомофобию к самим себе и как научиться принимать своего ребенка, если он гей.
151 418 13.12.16 11:08
Фестиваль Равенства каждый раз удивляет чем-то новым
Фестиваль Равенства каждый раз удивляет чем-то новым / Facebook Фестиваль Рівности

В Киеве Фестиваль Равенства для гостей подготовил фильмы, перфомансы, мастер-классы, дискуссии и лекции о тех явлениях современной культуры, о которых почти не говорят в Украине.

В частности, на лекции Марии Маерчик объясняла, почему аргумент "рождены такими" в контексте геев и лесбиянок является гомофобным, а Тамара Злобина поделилась со слушателями видением того, как участие женщин в принятии решений меняет сообщества.

Как родителям ЛГБТ-детей научиться принимать своих отпрысков такими, какие они есть, и общаться с ними на равных, рассказала Анна Медко, одна из основательниц организации "Терго".

Update вынес несколько главных мыслей из этих дискуссий для тех, кому не удалось попасть в этот раз на Фестиваль Равенства.

Гомофобия, которую мы не замечаем

Мария Маерчик, публицистка и квир-феминистка, в своей лекции на Фестивале Равенства раскрыла тему гомофобии, которую мы часто не замечаем и даже не воспринимаем как таковую, используя примитивный аргумент эссенциализма для объяснения сложного конструкта сексуальности и сексуальной ориентации.

"Рождены такими" - именно эту фразу ЛГБТ часто употребляют в спорах с гомофобными оппонентами, апеллируя к предположению о том, что гомосексуальность заложена в людях природой, а значит контраргумент о “неестественности” такой ориентации не может считаться обоснованным.

Но идея о том, что гомосексуальность - это врожденная черта, сама по себе имеет гомофобный эффект и порождает целую систему гомофобных логик и рассуждений, по мнению Марии Маерчик.

Да и в целом, лекторка считает неразумным объяснять сложные социальные конструкты, такие как гендер, сексуальность, этничность, раса и так далее, в простых категориях эссенциализма, предлагая конструктивизм как альтернативу.

Свой тезис Мария объясняет следующим образом:

Сегодня людей, идентифицирующих себя как ЛГБТИК+ намного больше, чем было 100 лет назад. Это значит, что аргумент эссенциалистов о том, что процент таких людей в обществе всегда был, есть и будет одинаковым, попросту не соответствует действительности, а гендерную идентичность и сексуальную ориентацию стоит все же рассматривать как выбор, а не как неизменную биологическую сущность человека".

Мария настаивает на том, что гомосексуальность является исторически сконструированным понятием, а значит, о ее "природности" или "неприродности" говорить не имеет смысла.

А люди, объясняющие свою ориентацию биологическими факторами, по сути, проявляют гомофобию по отношению к самим себе, намекая на то, что если бы у них был выбор, они выбрали бы что-то более комфортное для жизни в современном социуме, например, гетеросексуальность.

Этот аргумент противоречит тому, что гомосексуальные отношения - это то, чего мы хотим и осознанно выбираем, что все люди могут так же осознанно относиться к своему выбору, а не перекладывать эту ответственность на природу", - подчеркивает Маерчик.

Кроме того, теория о врожденности гомосексуальности значительно ограничивает нас в плане возможности солидаризации и разрывает всякую связь с феминистическим подходом к построению общества.

Эссенциализм нивелирует необходимость объединения людей ради общей борьбы за право и возможность индивидуального выбора для всех, потому что отрицает этот выбор в принципе.

И это относится не только к гомосексуальности. В своей лекции Мария Маерчик привела пример того, как эссенциализм порождает не только гомофобию, но и расизм:

"Антирасистские движения настаивают на том, что черными не рождаются, черными становятся. Это означает, что социальное значение цвета кожи определяется только в обществе, где существует расизм, а вне его контекста цвет кожи, как и пол вне контекста гомофобного общества, не значит ровным счетом ничего".

Таким образом, получается, что многие представители ЛГБТ-сообщества сами порождают гомофобную риторику, делая акцент на "врожденности" своей ориентации, а не на социально-исторических факторах ее формирования.

Как женщины меняют мир, принимая решения

Лекция Тамары Злобиной, гендерной исследовательницы и кандидатки философских наук была построена на другой не менее важной теме - роли женщин в принятии решений и влиянии этих решений на развитие общества.

Тамара обозначила две главных проблемы в вопросе участия женщин в принятии важных решений наравне с мужчинами: заблуждение о том, что главная роль женщины - быть хранительницей домашнего очага и предубеждение, что женщины недостаточно компетентны для принятия социально-значимых, политических и экономических решений.

Этот сексизм и мизогиния уходят корнями в далекое прошлое и, несмотря на то, что сегодня такие "аргументы" легко опровергаются на практике и разрушаются статистикой, женщины все еще вынуждены бороться за право участвовать в процессе принятия решений и быть услышанными.

Обсуждать валидность аргумента о том, что "место женщины - на кухне" с одной стороны бессмысленно, потому что на каждом шагу мы видим примеры женщин, опровергающих этот тезис своей деятельностью, а с другой стороны все же необходимо, потому как этот стереотип до сих пор присутствует в риторике публичных лиц, а значит продолжает циркулировать в массах.

Мыслью о том, что главная роль женщины состоит в ведении домашнего хозяйства и уходе за детьми, нас все еще пытаются загнать в рамки частной жизни, вытеснив из публичной. Если мужчина в своей роли добытчика имеет возможность реализовываться в публичной сфере, то женщина в роли берегини может самореализоваться только в пределах своей семьи", - говорит лекторка.

Здесь на лицо не только сексизм, но попытка грубого ограничения прав и возможностей женщин для проявления себя в общественной жизни. В этом и состоит главная опасность высказываний о том, что смысл жизни женщины - в семье, а мужчины - в обеспечении этой семьи необходимыми материальными благами.

И даже те женщины, которым удается вырваться из этих жестких рамок "домашнего очага" и заявить о себе в публичном пространстве, все так же сталкиваются с недоверием со стороны мужчин:

"Если говорить о гендерных квотах в политике, мы видим, что мужчины очень боятся того, что ради выполнения этих квот, на руководящие должности в государственных органах будут назначать женщин, чья компетенция им не соответствует. На деле происходит совсем наоборот - с приходом женщин в государственные системы управления показатели эффективности этих систем не просто не падают, но и растут", - указывает на безосновательность сомнения в профессиональных качествах женщин Тамара Злобина.

То же самое происходит в частном секторе, где женщины, занимающие высокие посты в крупных компаниях, значительно способствуют их экономическому росту.

Положительная роль женщин в принятии решений проявляется и в более практической плоскости общественной жизни.

Например, в Литве участие женщин в городском планировании Вильнюса помогло не только значительно улучшить инфраструктуру отдельных его районов и сделать их более доступными для людей с инвалидностью, но и снизить уровень преступности.

Похоже на то, что участие женщин в процессе принятия решений все-таки не приводят к всеобщей разрухе и апокалипсису, как бы этого не боялись приверженцы патриархата. Так может быть, настало время дать женщинам шанс?

Как научиться принимать своего ЛГБТ-ребенка

О том, как научиться принимать гомосексуальность своих детей без страха, на Фестивале Равенства говорили участники дискуссии "Родители ЛГБТ. Живая библиотека".

К сожалению, гомосексуальные и трансгендерные люди сталкиваются с неприятием своих идентичностей, в первую очередь, со стороны самых близких людей - родителей и ближайших родственников.

А ведь именно они казалось бы должны первыми принять нас такими, какие мы есть, и оказать поддержку в трудный момент совершения каминг-аута.

Анна Медко, координаторка встречи и соосновательница организации родителей ЛГБТ-детей "Терго" поделилась своим опытом переосмысления сексуальности после того, как ее приемный сын Митя сказал ей о том, что он гей.

Она не стала впадать в панику, но ей тоже предстояло сделать каминг-аут перед другими членами их большого семейства, потому что ей не хотелось ничего скрывать и жить во лжи.

Анна сказала Мите: "Ты не стал скрывать от меня, что ты гей, поэтому я не считаю нужным скрывать это от твоих родных. Если они доверяют мне, а я доверяю тебе, то я и ты можем рассказывать им то, что они хотят знать".

Точно такого же принципа Анна Медко придерживается и в своей работе, когда рассказывает другим родителям ЛГБТ, как научиться жить с тем, что их ребенок гомосексуален.

Открытость, стремление услышать друг друга и понять - это то, без чего невозможна здоровая коммуникация, считает координаторка. А все проблемы, в том числе и непринятие других, возникают именно из-за ее отсутствия.

Не стоит бояться быть честными. Если людям постоянно пытаться что-то объяснить, они привыкают и начинают слышать. Главное при этих попытках вести себя спокойно и терпеливо, а не агрессивно навязывать свою точку зрения", - такой совет Анна Медко дает практически каждому, кто обращается в "Терго" за помощью.

Так что если вы оказались в ситуации, когда близкий человек открылся вам с неожиданной стороны и вы не знаете, как с этим быть, вспомните о том, что любое недопонимание можно решить с помощью спокойной доверительной беседы.

Фестиваль Равенства каждый раз удивляет чем-то новым
Смиренная прихожанка церкви свидетелей Кивы, покровительница юродивых и блудливых

Рекомендуем