"Нечего было жить с ним в одной квартире и френдзонить его", "Девушка сама не ангел, вот фото с резиновым членом", “Одной шкурой меньше” - это все реакция людей на жестокое убийство человека. А нет, не совсем. Это реакция на убийство молодой девушки, которая не отвечала взаимностью убийце.
Коротко о случае: В центре Москвы 19-летний студент Артем Исхаков убил и изнасиловал подругу и сожительницу Татьяну Страхову, в которую был безответно влюблен. На странице Вконтакте он подробно описал преступление. На пост несколько часов не обращали внимание. Исхаков покончил с собой.
“Ну вот что мешало дать разок?” - шутит популярный блог Лепра с 2 миллионами подписчиков в twitter.
Комментариев, которые винили девушку, ее поведение и даже крашенные волосы, стало так много, что в ответ в соцсетях запустили флешмоб #ЭтоНеПоводУбить. Люди выставляют свои фото с хэштегом в противовес тем, кто оправдывает насилие внешним видом.
Смелая одежда, цветные волосы и скверный характер - не повод убить человека. Вообще нет ни одного повода в цивилизованном обществе, чтобы лишить жизни другого человека. Странно об этом писать в 2018 году, но судя по хайпу в соцсетях, проговорить это необходимо.
Масса шуток, сочувствующих комментариев убийце, заголовки в медиа о стили жизни Татьяны или неразделенной любви Артема - это маркер серьезной проблемы культуры, в которой мы выросли. Это показатель того, как мы в повседневной жизни нормализируем насилие. Любое насилие - убийство, изнасилование, домашнее насилие, домогательства, навязчивое нежелательное общение.
И если шутки об убийстве или фразы “одной шлюхой стало меньше” вводят в шок большинство из нас (хочется верить, что да), то вот “остроумные” комментарии о приставаниях на улице, оправдание домогательств внешностью и поведением или знаменитая фраза “сама виновата” в сторону пережившей домашнее насилие женщины - распространенное явление, которое далеко не всегда вызовет негодование в наших сердцах и соцсетях.
Почему так? Как работает коллективная логика, когда мы ищем оправдание насилию?
Этот феномен называют “лишением субъектности”. Отбирая субъектность, мы сводим роль человека к предмету (объекту). Другим словами - мы лишаем женщину права права отказывать, не отвечать взаимностью, иметь свое мнение, права одеваться, как она хочет и так далее.
И раз женщина - объект, для нее установлены нормы, которые она должна соблюдать (в поведении, одежде, разговоре). А если нет - получит наказание.
“Сама виновата! Не надо было раздражать вопросами/улыбаться при встрече/надевать короткую юбку/идти вечером домой/задерживаться с друзьями в баре/отказывать ему в любви” (знакомое подчеркнуть).
Обвинение жертв и нормализация насилия в общественном пространстве - новостях, комментариях и постах, болтовне или шутках на работе, барах и дома - провоцирует насилие в будущем. Каждый раз, когда мы косвенно оправдываем агрессора, мы легитимизируем “право” выплеснуть ненависть и проявить насилие в будущем другим людям.
Накосячить и найти оправдание легче, чем сделать что-то безапелляционно мерзкое.
И вот многие ставят лайки под шутками о домогательствах, другие обсуждают, как и что должна делать женщина, чтобы ее не изнасиловали (а не что должен делать насильник), а кто-то сочувствует парню, которого “довели” до зверского убийства. Механизм перекладывания вины с насильника на жертву - один и тот же.
Реакция на флешмоб #ЭтоНеПоводУбить в соцсетях - дополнительная иллюстрация к тому, что рефлексия о корнях насилия доступна далеко не всем.