Сексизм фактически равен унижению по половому признаку. Другими словами, когда человека не рассматривают как самодостаточную личность, а примеряют на него целый ворох гендерных стереотипов.
Существуют 5 характерных признаков, по которым можно распознать сексизм.
- Обнажение человеческого тела в визуальных изображениях, где образы не имеют никакого отношения к рекламируемому товару.
- Трактовка человека как объекта, которым можно распоряжаться.
- Подчеркивание доминировании мужчины над женщиной и/или наоборот.
- Воспроизведение гендерных стереотипов - "женщина-домохозяйка", "хранительница домашнего очага", "человек, у которого отсутствует логика", "женщина для красоты" и т.д.
Унижение достоинства части украинских граждан стало нормой для нашей страны. Рекламодатели демонстрируют обнаженных женщин, рекламируя мобильную связь или строительные материалы, политики прямым текстом говорят, что видят главное предназначение женщины только в удовлетворении интимных потребностей, воспитании детей и кулинарии, а работодатели находят десятки аргументов, объясняя, почему мужчины работают в разы лучше женщин.
Слушайте подкаст о сексизме в рекламе
Значительная часть визуальной рекламной продукции грубо нарушает статью 8 закона "О рекламе". Там сказано, что в рекламе запрещается "содержать утверждения, которые являются дискриминационными по признакам происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, политических взглядов, отношения к религии, по языковым признакам, роду и характеру занятий, месту жительства, а также дискредитирующие товары других лиц".
Сексизм в быту, рекламе и СМИ атрофирует чувство уважения к окружающим, провоцирует насилие, заставляет детей в будущем примерять на себя роли "жертвы" или "агрессора".
Уровень сексизма и мизогинии в Украине эксперты оценили на уровне 7 баллов по десятибалльной шкале. Такую цифру вывели в ходе экспертного опроса, который провела общественная организация Лига защиты прав женщин "Гармония равных" вместе с Институтом социальных технологий "Социополис".
"Все это подтолкнуло нас к действиям. Мы инициировали всеукраинскую бессрочную кампанию "Украина без сексизма". Предложили все желающим стать антисексистскими инспекторами в своем городе или ином населенном пункте, сообщая нам о проявлениях сексизма в рекламе, СМИ и выступлениях публичных лиц, а также подтверждая это фотоснимками, видео- и аудиозаписями. В свою очередь, Лига не только обнародует эти данные, но и обращается к уполномоченным государственным органам, которые могут повлиять на ситуацию", - говорит глава Лиги Александра Голуб.
Кампания "Украина без сексизма" получила огромный отклик среди совершенно разных людей - мужчин и женщин - почти во всех регионах. Особенно активно восприняла призыв молодежь, рассказывает инициаторка.
Кампания существует чуть больше двух месяцев и за это время с помощью активист_ов зафиксировала более сотни фактов дискриминационной рекламы.
"90% ее касалось именно женщин. Преимущественно это изображение обнаженных женщин в рекламных целях, трансляции гендерных стереотипов, вульгаризация женщины, изображения сцен насилия над женщиной", - отметила Александра Голуб.
Чаще всего такая реклама видна среди заведений питания, стоматологий, косметологий, ночных и мужских клубов, лаунж-баров, в рекламе недвижимости, мобильной связи, одежды, обуви, строительных материалов.
Фото - Лига защиты прав женщин "Гармония равных"
"За два месяца "Гармония равных" направила 107 жалоб и добилась наложения штрафов на нарушителей законодательства в Луцке, Ровно, Житомире, Виннице. Еще по восьми делам продолжается рассмотрение, а пятью фактами сексизма в рекламе занимается Офис Омбудсмена", - утверждает Александра Голуб.
Ключевым для успеха акции является налаживание диалога со средствами массовой информации. 14 декабря "Гармония равных" подписала с рядом СМИ Меморандум о сотрудничестве, к которому уже присоединилось 10 изданий, информационных агентств и веб-ресурсов.
Они обязались соблюдать принцип уважения к каждому человеку, распространять информацию, которая не унижает женщин и мужчин и не транслирует гендерные стереотипы, вести просветительскую работу среди читателей и коллег относительно негативного влияния сексизма на различные сферы общественной жизни. Сегодня Меморандум открыт для подписания рекламодателями и представителями журналистского сообщества.
Инициаторы кампании "Украина без сексизма" считают, что акция приблизит страну к логичному и правильному выбору между "постсовком" и европейской цивилизацией.
"Выбор в пользу взаимного уважения между мужчинами и женщинами будет означать, что мы окончательно стали на путь развития инновационного общества", - уверена Александра Голуб.
Куда еще жаловаться?
Можно обратиться к Индустриальному гендерному комитету, работающему в тесной связке с Минсоцполитики и принимающему жалобы граждан на сексистскую рекламу.
Второй инстанцией является Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Она может применить к нарушителю штрафные санкции в размере 300 и более необлагаемых минимумов доходов граждан.
Если же рекламодатель их не оплатит и дальше упорно не захочет снимать дискриминационную рекламу, следующей инстанцией будет суд. Наконец, определенные шаги против дискриминационной рекламы может совершить Офис Омбудсмена.
Лига защиты прав женщин "Гармония равных"
Институт социальных технологий "Социополис"
Индустриальный гендерный комитет по рекламе
Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей