В Голливуде, похоже, считают, что женщине стоит заниматься лишь тремя К (Kinder, Küche, Kirche - детьми, кухней и церковью), но никак не кино. И экран, и съемочная площадка остаются преимущественно местами для мужчин.
Голливуд неоднократно обвиняли в сексизме. Как показывают исследования, в частности отчет о гендерной репрезентации на ТВ и в кино, небезосновательно.
Самые кассовые фильмы продают зрителям гендерное неравенство. В топ-100 американских фильмов 2016 года лишь 37% главных персонажей были женщинами. К примеру, количество говорящих героинь составило 32%, что на 1% меньше, чем в 2015 году.
"Фильм может развлекать, восхищать нас рассказанной историей. Истории говорят нам о том, что ценит общество, они предлагают нам уроки, они разделяют и сохраняют нашу историю. Но истории не предоставляют всем одинаковую возможность появиться в них, особенно истории, показанные в американских фильмах. В кинокартинах женщины все еще маргинализированы и вычеркнуты из большого количества историй", - говорит Стэйси Смит.
В своей лекции для TED Смит - медиаисследовательница, профессорка из Университета Южной Каролины - рассказывает о данных, которые также подтверждают наличие сексизма на больших экранах.
Профессорка 10 лет изучает гендерные роли в фильмах с рейтингом G (фильмы, которые могут демонстрироваться без ограничений).
Ежегодно ее исследовательская группа изучает 100 самых кассовых фильмов в Соединенных Штатах. При этом учитывается каждый говорящий или названный герой, появившийся в кадре.
С 2007 года по 2015 год группа изучила 800 фильмов. Как показало исследование, женщины все еще заметно отсутствуют на экранах.
Из 800 фильмов и 35 205 говорящих героев меньше трети ролей исполняют девушки и женщины. При этом ничего существенного не изменилось с 2007 года по 2015 год.
Если сравнить эти результаты с небольшой выборкой фильмов с 1946 по 1955 год, то не было изменений на протяжении половины века.
Кроме того, из 100 фильмов 2015 года только в 3 женщина была единственной главной героиней, ведущей историю, и только одна из них была старше 45 лет.
Женщин чаще сексуализируют, чем их мужчин-коллег, рассказывает Смит. Их в три раза чаще показывают в сексуальной открытой одежде, частично голой и они, намного вероятнее, будут худыми.
"Женщины иногда в мультфильмах столь худые, что размер их талии равен окружности верхней руки. Мы любим говорить, что у этих девочек нет места для матки или любого другого внутреннего органа", - говорит Смит.
Такие "худые" идеалы и объективизация содержания может привести к неудовлетворенности зрительниц собственным телом, интернализации (замещению взаимоотношения личности и внешнего мира внутренними представлениями) "худого" идеала и самообъективации, опасается исследовательница.
Отчет Центра по изучению женщин на телевидении и в кино продемонстрировал, что персонажей женского пола чаще изображают молодыми, чем их коллег-мужчин.
Большинство героинь в фильмах 2015 были моложе мужских персонажей.
Работающими чаще изображают мужских персонажей.
Главные героини чаще всего появлялись в комедиях 28%, но их почти нет в боевиках , тут больше всего мужчин - 30%.
"Очевидно, то, что мы видим на экране и то, что мы видим в реальной жизни, не взаимосвязано. Если бы мы жили в мире экрана, у нас был бы кризис населения", - рассказывает Смит.
Есть два фактора неравенства на экране: пол автора контента и неправильное восприятие аудитории, говорит исследовательница.
Режиссерки, снимающие короткометражки и инди-фильмы, привлекают больше девочек и женщин в кадр, создают больше историй, фокусирующихся на женщинах, больше историй о женщинах старше 40 лет.
В их фильмах больше недостаточно представленных героев с точки зрения расы и этнической принадлежности. Они также вовлекают больше женщин, работающих позади камеры и на ключевых производственных ролях.
В фильмах по крайней мере с одной режиссеркой или сценаристкой 57% протагонисток были женщинами. В фильме с мужчинами-режиссерами и сценаристами их количество составляло 18%, продемонстрировал отчет университета Сан-Диего.
Подавляющее число режиссеров - мужчины.
Исследовательская группа взяла интервью у десятков людей из киноиндустрии, чтобы узнать, почему женщин не приглашают снимать кино. Исследователи выяснили, что и руководители, и руководительницы, когда думают о режиссере, чаще всего представляют мужчину.
Они считают, что черты лидерства мужские по своей природе. Таким образом, когда они собираются нанять режиссера, их мысли и воображение выдвигают мужчину. Восприятие режиссера или лидера несовместимо с восприятием женщины.
Вторым фактором, способствующим неравенству на экране, является восприятие аудитории.
50% людей, которые идут в американские кассы и покупают билеты, - женщины. Но их не воспринимают как финансово прибыльную целевую аудиторию.
Кроме того, существует ошибочное восприятие того, могут ли женщины открыть фильм. Открыть фильм означает, если центром истории сделать женщину, то инвестиции не окупятся, если в центр поместить мужчину, то история сработает.
Такое неправильное восприятие на самом деле дорогого стоит. Особенно в связи с успехами таких франшиз, как "Голодные игры", "Идеальный голос" или "Звездные войны: пробуждение силы".
Экономические исследования показывают, что пол главного героя не влияет на экономический успех фильма в Соединенных Штатах.
Медиа-компания Mic исследовала кассу топ-25 фильмов с 2006 по 2015 год. Журналисты пришли к выводу, что фильмы с женщинами в главной роли собрали $126 млн, в то время как кассовые сборы с главными мужскими ролями составили лишь $ 80 млн.
Стэйси Смит уверена: с гендерным неравенством можно бороться.
"Первое - то, что я называю, "просто добавить пять". Если бы в следующем году в каждом из 100 самых кассовых фильмов появились еще пять говорящих героинь, это стало бы новой нормой. Если бы мы делали подобное на протяжении трех лет, женщины были бы в гендерном паритете впервые за половину века", - рассказывает исследовательница.
Второе решение предполагает вовлечение знаменитостей. Известные люди, особенно те, которые работают над самыми большими голливудскими фильмами, могут выдвигать требования в контрактах. Смит предлагает знаменитостям включать в свой райдер "пункт справедливости".
Обычно в художественном фильме приблизительно 40-45 говорящих героев. Только 8-10 из них на самом деле относятся к истории. Остальные 30 ролей могли бы отражать демографию того места, где развиваются события.
Третье решение следует принять в индустрии развлечений, в частности для Голливуда, - ввести правило Руни.
Согласно этому требованию, команда из Национальной футбольной лиги США при поиске нового тренера, должна взять интервью у кандидата из недостаточно представленных групп. Этот принцип можно применять и в Голливуде.
Так, руководители и агенты могут удостовериться, что женщины и представители других групп не только находятся в списке кандидаток, но и действительно проходят собеседование.
Четвертое решение - для зрителей. Если мы хотим видеть больше фильмов для и о женщинах, нужно такие картины поддерживать. К примеру, посещать независимую сеть кинотеатров вместо мультиплекса. Или прокручивать немного вниз в поисковике, чтобы найти фильм режиссерки. Также можно финансово поддержать такие киноленты.
"У киноиндустрии беспрецедентные возможности, она способна распространить истории о равенстве по всему миру. Это могло бы способствовать включению и принятию девочек и женщин, представителей других рас, ЛГБТ-сообщества, людей с ограниченными возможностями и многих других во всем мире. Единственная вещь, которую должна сделать киноиндустрия, дать волю своему секретному оружию - рассказыванию историй", - призывает Смит.