Мы привыкли к стереотипу, что разговаривать с собой - не очень-то нормально. Но так ли это на самом деле?
Update перевел статью Паломы Мари-Беффы, старшей преподавательницы по нейропсихологии и когнитивной психологии из Бангорского университета о природе разговора с собой вслух.
Это действительно неловко - быть замеченн_ой за разговором с собой, особенно с обращением к себе по имени. Кто-то может подумать, что у человека галлюцинации.
Очевидно, так происходит потому, что главная цель говорения вслух заключается в коммуникации с другими людьми.
Но может ли это явление быть нормальным и даже здоровым, учитывая, что многие из нас разговаривают с собой?
Молча мы разговариваем с собой постоянно. Речь идет не только о естественном вопросе вроде “Где мои ключи?”.
Мы ведь часто увлечены крайне занятными разговорами в 3 часа ночи ни с кем другим, как с нашими же мыслями.
Внутренний разговор очень полезен, так как он играет особую роль в поддержании нашего ума в тонусе.
Он же помогает нам организовывать наши мысли, планировать действия, укреплять память и регулировать эмоции. Другими словами - контролировать себя.
Разговор вслух может быть продолжением этого безмолвного внутреннего диалога.
Человек может заговорить с собой вслух, если непреднамеренно была запущена определенная двигательная команда.
Швейцарский психолог Жан Пиаже заметил, что дети начинают контролировать их действия параллельно с освоением языка.
Прикоснувшись к горячей поверхности, ребенок обычно произносит вслух: “Горячо, горячо!”, и отходит. Такой же тип поведения может продолжаться и во взрослом возрасте.
Приматы не разговаривают с собой, но они могут контролировать свои действия, выяснило исследование. Происходит это в результате активации цели в характерном для выполнения данной задачи типе памяти.
Если задание визуального характера, например, собирание бананов, у обезьяны активируется одна область префронтальной коры головного мозга. Если задание слуховое, будет задействована другая область префронтальной коры.
Но когда люди проходят те же тесты, у них активируются одни и те же области префронтальной коры, независимо от типа задачи.
Наш мозг будет работать подобно мозгу обезьян, если мы перестанем разговаривать с собой, будь то вслух или молча, выяснило исследование.
В одном эксперименте исследовательская группа попросила людей при выполнении визуальных и слуховых заданий повторять вслух бессмысленные звуки (“бла-бла-бла”).
Так как мы не можем говорить две вещи одновременно, бормотание этих звуков не позволяло людям говорить себе, что нужно делать в этих заданиях.
В такой ситуации люди вели себя подобно обезьянам, активируя для каждого задания разные участки мозга, отвечающие за обработку визуальной и слуховой информации.
Вероятно, разговор с собой - не единственный способ контролировать наше поведение, но это тот способ, который мы предпочитаем и используем по дефолту. Именно это и показало исследование.
Но это не значит, что мы всегда можем контролировать, что говорим. Наоборот, есть много ситуаций, в которых наш внутренний диалог может быть проблемой.
Обычно, разговаривая с собой в 3 часа ночи, мы правда стараемся прекратить думать, для того чтобы наконец уснуть.
Но увещевания себя не думать наоборот отправляют ваш ум блуждать, активируя все виды мыслей, включая и внутренний разговор, почти рандомным образом.
Этот вид ментальной (умственной) активации очень трудно контролировать. По всей видимости, он подавляется, когда мы целенаправленно сосредотачиваемся на чем-то.
Например, чтение книги - довольно эффективный способ прекратить внутренний разговор. Поэтому-то оно и является одним из любимых способов расслабления нашего ума перед отходом ко сну.
Но у пациент_ок, страдающих тревожным расстройством или депрессией, эти "рандомные" мысли активируются даже когда они пытаются выполнить какие-то несвязанные между собой задачи, выяснило исследование.
Похоже, что наше психическое здоровье зависит и от способности активировать уместные для текущей задачи мысли, и подавлять неуместные - ментальный шум.
Поэтому некоторые клинические методы, такие как техника осознанности, направлены на то, чтобы упорядочить ум и снизить стресс.
Когда блуждание ума становится полностью неконтролируемым, мы входим в состояние, похожее на сон. А разговоры, несоответствующие при этом контексту, можно даже сравнить с психическими заболеваниями.
Итак, внутренний разговор помогает структурировать мысли, гибко адаптировать их под меняющиеся требования.
Но что на счет разговора с собой вслух? Почему бы просто не оставить это при себе, если нет никого рядом, кто услышали бы ваши слова?
Разговор вслух фактически улучшает контроль над задачей, помимо контроля, который достигается внутренней речью, показали Палома Мариа-Беффа и Александр Киркхем в недавнем эксперименте, проведенном в лаборатории Бангорского университета .
Исследователь_ницы дали 28 людям набор письменных инструкций, и попросили прочитать их вслух либо про себя.
Они также измерили концентрацию и успеваемость людей при выполнении задач. Когда инструкции к заданию зачитывались вслух, оба показателя были лучше.
Во многом это преимущество объясняется простым фактом слышания себя. Похоже на то, что слуховые команды позволяют лучше контролировать поведение, чем письменные.
Если мы действительно разговариваем с собой для контроля при выполнении трудных задач, нам это удается лучше, когда мы проговариваем команды вслух, показало вышеупомянутое исследование.
Возможно, это способно объяснить, почему многие спортсмен_ки, например, теннисист_ки, разговаривают с собой во время соревнований.
Они часто говорят с собой вслух в решающие моменты игры, произнося что-то вроде “Ну же!”, для того чтобы помочь себе собраться.
Наша способность создавать явные самоинструкции - один из лучших имеющихся у нас инструментов когнитивного контроля. Это попросту лучше работает, будучи произнесенным вслух.
Вместо того, чтобы рассматривать разговор с собой вслух как психическую проблему, это явление можно расценивать как более высокую интеллектуальную компетентность.
Стереотип разговаривающего с самим собой безумного ученого, потерянного в собственном внутреннем мире, может отражать реальность гения, который использует все доступные в его распоряжении средства для повышения своих умственных способностей.