Обнаженкой, руганью и убийствами на экране сейчас никого не удивишь. Но для зрителя середины ХХ-го века это было настоящим потрясением.
Многие фильмы не выпускали в прокат, сцены вырезали, а на режиссеров подавали в суд за непристойность, но их увидели и запомнили, и кинематограф больше не смог стать прежним.
Первое ругательное слово
Многие ошибочно полагают, что впервые ругательство использовали в знаменитой реплике Ретта Батлера из “Унесённые ветром” - “Честно говоря, моя дорогая, мне наплевать” (Frankly, my dear, I don’t give a damn) .
Но еще 14 лет до этого гнев персонажа немого фильма Кинга Видора “Большой Парад” выразили кадром с надписью “Черт бы побрал их души!” (Goddamn their souls!).
А матерное слово (на заветную букву “f”) впервые было произнесено в адаптации “Улисса” Джеймса Джойса 1967 года, снятой Джозефом Стиком.
Первая обнаженная женщина
Впервые актриса полностью оголилась на экране в фильме “Вдохновение” Джорджа Платта в 1915 году, все копии которого были утеряны.
С 30-х по 60-е года цензура в США и Великобритании была настолько строгой, что обнаженные женщины изображались только в документальных фильмах о коренных народах.
Майкл Пауэлл нарушил этот запрет, продемонстрировав в фильме “Подглядывающий” 1960-го года обнаженную женскую грудь. Кинокартина сразу же стала предметом ожесточенной полемики, поставив карьеру режиссера под вопрос.
После отмены кодекса Хейса (свода правил производства фильмов в Голливуде, действующего с 30-х по 60-е года) обнаженную женщину первым показал на экране Сидни Люмет в фильме “Ростовщик” (1964).
Первый обнаженный мужчина
Режиссеры гораздо чаще изображали оголенных женщин, чем мужчин. И даже если в 60-х годах их снимали в полный рост - как это делал Линдсей Андерсон в фильме “Такова спортивная жизнь” или Джон Франкенхаймер в “Секундах” - то такие кадры обычно вырезались перед поступлением в прокат.
Впервые без дополнительных правок в 1969 году вышел фильм Кена Рассела “Влюбленные женщины”, в котором присутствует сцена борьбы между двумя полностью обнаженными мужчинами.
Первая сексуальная сцена
Фильм чешского режиссера Густаво Махаты “Экстаз” в 33-м году произвел настоящий фурор из-за двух сцен. В одной 18-летняя австрийская актриса Хеди Ламарр плавает обнаженной в бассейне, во второй - занимается сексом с мужчиной.
В этой же кинокартине впервые был показан женский оргазм.
Первое изображение гомосексуалов
Впервые гомосексуальность была открыто показана в фильме Кеннета Энгера “Фейерверки” 1947-го года, сюжет которого сосредотачивался исключительно на гей-молодежи.
В связи с этим на Энгера было возбуждено уголовное дело по обвинению в непристойности, которое дошло до Верховного Суда Калифорнии, где режиссера оправдали, а фильм признали искусством.
Первый межрасовый поцелуй
Изображение “сцен страсти” (поцелуев и секса) между представителями разных рас также запрещалось кодексом Хейса.
В 50-е годы Стенли Кубрик и Роберт Россен позаигрывали с границами дозволенного. Но в фильме “Поцелуй убийцы” актер африканского происхождения из-за светлого цвета кожи играл белого мужчину.
А в кинокартине Россена “Солнечный остров” романтические отношения карибской девушки и британского офицера ограничиваются касанием щек друг друга.
Так что впервые межрасовый поцелуй между актером японского происхождения и белой женщиной изобразил Сэмюэл Фуллер в фильме 1959 года “Кровавое кимоно”.
Первое изображение смыва в туалете
Да-да, туалет появлялся в кинематографе еще в 28-м году у Видора в “Толпе”, но впервые в голливудском фильме бачок был опустошен в “Психо” Хичкока.
В следующий раз туалет появился только через 10 лет в фильме Майкла Николса “Уловка-22”.
Первое убийство огнестрельным оружием
Во времена действующего кодекса Хейса сцены смерти от огнестрельного ранения должны были быть сняты в два кадра: в первом - выстреливающий персонаж, во втором - падающая жертва.
В кинокартине “За пригорошню долларов” (1965) Серджо Леоне поступил совершенно иначе: он поместил камеру за спину стреляющего Клинта Иствуда, сосредоточив кадр на его жертвах.Так был изобретен “шутер от первого лица”, усиливающий идентификацию зрителя с персонажем с оружием.
Первая кровь
В черно-белых фильмах кровавые перестрелки периодически снимались - чего только стоит известная сцена в “Иностранном Корреспонденте” Хичкока.
Но в цветном кино нечто подобное появилось лишь спустя 27 лет. В 1967 году Артур Пенн в “Бонни и Клайде” показал череду выстрелов в лицо жертвы и изрешетенных пулями главных героев.
Этот фильм кардинально перевернул понимание того, как должно изображаться насилие в кинематографе.
Первое реальное убийство
Настоящая смерть долго оставалась за кадром. В документалке “Дай мне кров” братья Мейслз впервые показали реальное убийство, отснятое на бесплатном концерте The Rolling Stones в 69-м году.
Член байкерской группы “Ангелы ада”, которая занималась охраной концерта, заколол ножем афроамериканца, направляющегося к сцене с револьвером. В последствии, его оправдали.