Исчерпывающий путеводитель по волнам феминизма

Вы из второй волны? Или фанатично топите за четвертую? Читайте наш обзор и определяйтесь.
В 2018-м права женщин обсуждали повсеместно — пожалуй, больше, чем когда-либо.

Куда ни гляньте — везде феминистские митинги, кампании или новые книги, посвященные женщинам. Но что мы на самом деле знаем об истории движения, его ключевых фигурах и разных волнах?

Вы пришли по адресу: мы собрали небольшой путеводитель по истории феминизма, так что на следующем Женском Марше вы сможете петь дифирамбы преимуществам своей любимой волны, ссылаясь на этот простой обзор.

Пре-волны: Протофеминизм

Феминизм, каким мы знаем его сегодня, официально не был заявлен до девятнадцатого века. Но и до этого женщины пытались утвердить свои права и преодолеть угнетение — так, впрочем, они делали всегда.

В Древней Греции поэтесса Сафо воспевала женщин, начиная с пубертатного возраста до рождения ребенка. В Средневековье монахиня Хильдегарда Бингенская (1098–1179) написала две книги, в которых осуждала негативный образ женщин в христианстве, а Кристина Пизанская В 1405 году написала "Книгу о Граде женском", которую считают одним из первых феминистских текстов.
Иллюстрация к «Книге о Граде женском». Рукопись XV века. Париж, Национальная библиотека Франции
В 1694 году Мэри Эстел написала "Серьезное предложение дамам", где акцентировала внимание на образовании для женщин и настаивала, что женщина не обязана выходить замуж, если ей не хочется, — несусветные вещи для женщины того времени.

После книги Мэри Уолстонкрафт "Защита прав женщины" 1792 года, в которой она выдвигала предположение, что женщина не может быть свободна, если зависит от воли мужчины, начала зарождаться первая волна.

Первая волна: избирательное право для женщин

Середина 1800-х–1920-е
Первая волна феминизма возникла, когда призывы женщин к равенству превратились в явное движение. За избирательное право для женщин боролись мирные суфражистки под руководством Миллисент Фоссет и воинствующие суфражистки под руководством Эммелин Панкхёрст. Они считали, что женщины не могут быть свободными без самоуправления и что женщинам нужно идти в политику, чтобы что-то менять.

На ранних этапах суфражистки боролись и за отмену рабства. В 1851 году бывшая рабыня Соджорнер Трут произнесла свою ставшую знаменитой речь "Разве я не женщина?", в которой выступила за права темнокожих женщин. Но среди суфражисток преобладали белые женщины, которые вскоре завидели в достижениях темнокожих возможные преграды для своего движения.

"Теперь вон тот низенький мужчина там, он сказал, что женщинам нельзя давать столько же прав, сколько и мужчинам, потому что Христос не был женщиной! Откуда ваш Христос пришел? От Бога и женщины! Мужчина бы с этим не управился."

Соджорнер Трут. Library of Congress

В 1918 в Великобритании и в 1920 в США женщины получили право голоса и вскоре вписались в политическую сферу.
Суфражистки проводят юбилей, празднуя свою победу после ратификации Девятнадцатой поправки в 1920 году. Bettmann Archive
Суфражистки проводят юбилей, празднуя свою победу после ратификации Девятнадцатой поправки в 1920 году. Bettmann Archive

Вторая волна: движение за равноправие

1960-е–1980-е
Во время двух мировых войн женщины доказали, чего они стоят вне дома, а в 1960-х участвовали в митингах за гражданские права и в протестах против войны во Вьетнаме.
Феминистки второй волны проповедовали социальную, сексуальную и репродуктивную свободу и поспособствовали тому, что с 1961 года в свободной продаже появились оральные контрацептивы.

Они жили под лозунгом Кэрол Ханиш "Личное — это политическое" и призывали к всеобщему сестринству.

Они утвердждали, что идеалы красоты объективируют и подавляют женщин, движимые идеями Симоны де Бовуар, которая в 1949 году в своей книге "Второй пол" интерпретировала гендер как социальный конструкт.

Бестселлером стала написанная в 1963 году книга Бетти Фридан "Тайна женственности", в которой та решительно отвергала идею поддержания домашнего очага.

Бетти Фридан

В 70-х все обожали радикальный феминистический журнал Ms, который издавала Глория Стайнем.
Глория Стайнем (слева на фото) и Дороти Питман-Хьюз. Esquire
Движение за женское равноправие обвиняли в том, что оно подходит для белых женщин среднего класса. Поэтому обороты стал набирать интерсекциональный феминизм – этот термин в 80-х предложила Кимберли Креншоу.

Идеологини Одри Лорд и Белл Хукс выступали за инклюзивность движения, которое боролось бы за расовые, классовые и ЛГБТК-права и создавало что-то доступное, понятное многим.

Кимберли Креншоу

Обложка журнала Ms 70-80е
Обложка журнала 70-80-е

Третья волна: Girl Power

1990-е
Сложно с точностью рассуждать о третьей волне феминизма, потому что мало кто соглашается по поводу того, что она из себя представляет, когда началась и длится ли до сих пор. "Неразбериха с тем, что такое феминизм третьей волны, в некотором смысле является его характерной чертой", — пишет исследовательница феминизма Элизабет Эванс.
Последовательницы третьей волны сделали выводы из первых двух и отбросили многие прежние взгляды. В отличие от своих академичных "старших сестер" они верили, что феминизм — для всех. Они отвергали всеобщее сестринство, потому что оно исключало ЛГБТК и трансженщин. Вместо этого они выступали за феминизм, который ориентирован на личность.

Эти гламурные феминистки откинули убеждение, что красота — это символ патриархального угнетения. Они носили пуш-апы и высокие каблуки, чтобы доказать, что женственность и интеллект — не взаимоисключающие понятия. Поп-звезды Мадонна и Spice Girls проповедовали женскую силу на платформах и в конусовидных бюстгальтерах.
Девчонки-бунтарки отвергали идею женской жертвенности.

Они попытались подорвать позиции сексистов — присвоили себе слова типа "сука" и "шлюха" и открыли кучу феминистских магазинов, заваленных товарами с этими словами.

Кэтлин Ханна, вокалистка панк-группы Bikini Kill. 90-е
Феминистские писательницы той волны — это и Ребекка Уолкер, которая была сыта по горло разговорами об "эпохе постфеминизма", и Джудит Батлер, которая развила идею гендерных конструктов в своей книге "Гендерные проблемы" (1990), и Ив Энслер, которая вдохновила женщин полюбить свои тела в "Монологах вагины" (1996).
Слово "девчонка" как раз и отличает феминизм второй и третьей волн. Последовательницы второй волны боролись за звание называться женщинами: они не были детьми, они были взрослыми и хотели, чтобы к ним относились с достоинством. А феминисткам третьей волны нравилось быть девчонками. Они гордились этим словом, они хотели, чтоб оно вдохновляло и даже угрожало — отсюда grrrl.

Что бы феминистки третьей волны ни переняли у предшественниц и что бы они ни делали сами, это в любом случае означало одну важную вещь: женщины могут выбирать.

Феминистский журнал / Fales Library NYU
Слово "девчонка" как раз и отличает феминизм второй и третьей волн. Последовательницы второй волны боролись за звание называться женщинами: они не были детьми, они были взрослыми и хотели, чтобы к ним относились с достоинством. А феминисткам третьей волны нравилось быть девчонками. Они гордились этим словом, они хотели, чтоб оно вдохновляло и даже угрожало — отсюда grrrl.
Феминистская пресса. Fales Library NYU
Что бы феминистки третьей волны ни переняли у предшественниц и что бы они ни делали сами, это в любом случае означало одну важную вещь: женщины могут выбирать.

Четвертая волна: хештег-активизм

С 2011 и до наших дней
Глобальная четвертая волна феминизма происходит в диджитале. Она уважает все культуры, она самая интерсекциональная, иклюзивная и гендер-флюидная из всех волн.
В четвертой волне люди мобилизуются и организуются через соцсети, начинают движения через блоги (Malala Yousafzai), вирусные видео (Pussy Riot), группы (Sisters Uncut), TED Talks (Chimamanda Ngozi Adichie), громко выступают против домогательств, нападений и домашнего насилия, по поводу отсутствия доступа к средствам личной гигиены из-за бедности, декретного отпуска и равной оплаты труда.

Женский марш. 8 марта, Киев. 2017 г.
В четвертой волне люди мобилизуются и организуются через соцсети, начинают движения через блоги (Malala Yousafzai), вирусные видео (Pussy Riot), группы (Sisters Uncut), TED Talks (Chimamanda Ngozi Adichie), громко выступают против домогательств, нападений и домашнего насилия, по поводу отсутствия доступа к средствам личной гигиены из-за бедности, декретного отпуска и равной оплаты труда.
В четвертой волне движения #MeToo и "Повседневный сексизм" Лоры Бейтс привлекает виновных к ответственности, Нимко Али и Лейла Хуссейн проводят кампании против калечащих операций на женских половых органах, существует организация против насилия в отношении чернокожего населения Black Lives Matter, благодаря организации Time's Up раскрываются сексуальные преступления во множестве сфер, а еще проводятся исследования, как патриархальное угнетение вредит самим мужчинам.

Марш #MeToo в Голливуде. Декабрь 2017 г. Youtube
Феминизм четвертой волны подхватили и знаменитости, и политики, так что теперь, спустя столетие после того, как женщины получили право голоса, это уже не ругательство, а то, чем можно гордиться. Теперь это не просто волна — это полномасштабное цунами, которое вряд ли стихнет в обозримом будущем.
Made on
Tilda