Месячные как табу. Как во все времена женщин заставляли чувствовать стыд

Во всех странах и во все времена женщины подвергалиcь осуждению, изоляции и выставлению их "больными" из-за периодических кровотечений
7 13806 05.12.17 11:39
В то время, как вы это читаете, у более 800 миллионов женщин по всему миру идет менструация
В то время, как вы это читаете, у более 800 миллионов женщин по всему миру идет менструация / Иллюстрации Dasha Krotiuk

Тетушка Фло, на тряпке, девичья простуда, снова в седле, джем и хлеб, собираться в Оклахому, выть на луну - это лишь часть из множества английских выражений, использовавшихся, чтобы избежать смущающей темы менструации. К слову, в русском языке их не меньше: монстры, эти дни, красные жигули и проч.

Пришло время напрямую и откровенно говорить об этой непосредственно биологической функции человеческого тела. В то время, как вы это читаете, у более 800 миллионов женщин по всему миру идет менструация. Без нее никого бы из нас не существовало, но почему-то эта тема остается одним из наиболее живучих биологических табу.

Писатель_ницы и журналист_ки радостно обсуждают темы секса, пищеварения и кровообращения - все естественные процессы - но менструации как будто бы не существует.

Месячные есть у немногих млекопитающих - люди тут выбиваются из группы. Когда гормоны эстроген и прогестерон взаимодействуют для приближения овуляции, кровь направляется в матку для того, чтобы сформировался губчатый, питательный эндометрий внутри нее. Туда сможет внедриться оплодотворенная яйцеклетка и, впоследствии, развиться в ребенка. Если оплодотворения не происходит, эндометрий исчезает, покидая тело через вагину во время менструации. Толстый эндометрий у людей означает - в отличие от собак мы не можем просто вновь впитать в себя кровь и ткани.

Так что от пяти до пятнадцати чайных ложек крови - это то, с чем нам предстоит иметь дело на протяжении нескольких дней. Покупка и использование средств для менструации некомфортны для большинства женщин, а дальнейшая судьба всех использованных прокладок и тампонов становится все большей экологической проблемой для всего мира.

В литературе, посвященной этой тематике, сплошь и рядом утверждается, что "нормальный" менструальный цикл составляет 28 дней - более длинный или короткий, и уж тем более нерегулярный, относится к "ненормальным", даже если женщина по-прежнему способна к зачатию.

Когда я была школьницей, я всегда считала, что "регулярные" месячные - это для аккуратных девочек с расчесанными волосами, всегда делающими вовремя домашние задания. Мои нерегулярные менструации выступали очевидным симптомом того, что мой ум ленив и не организован.

Сейчас женщины имеют больше месячных, чем в прошлом, - ведь до наступления эпохи контрацепции и возможности искусственного вскармливания, они были либо беременны, либо кормили грудью - и так большую часть жизни.

Также и бедная диета вкупе с тяжелой работой приводили к тому, что до ХХ века большая часть девочек не достигала менархе - первой менструации - до 17-18 лет. За прошедшее столетие этот возраст снизился до 12,5 лет.

Менструацию сопровождали все виды мифов и табу. Древние греки считали, что если впервые она наступает поздно, то кровь будет скапливаться у сердца, а матка начнет блуждать по всему телу. Это может сделать поведение неуправляемым - от жестоких ругательств до суицидального упадка настроения.

Вплоть до части ХХ века, любое нежеланное поведение или особенности психики женщин сводили к истерии, от слова, на греческом означающем "матка".

Плиний Старший, умерший в 79 г. н.э., предупреждал: "если женщина оголит себя во время менструации и пройдет по пшеничному полю, гусеницы, черви, жуки и прочие паразиты начнут выпадать из кукурузы….пчелы покинут ульи, до которых она дотронулась….лен, кипящий в котле, почернеет, лезвие бритвы затупится". Но, кроме того, он верил, что выпитая кровь гладиатора способна излечивать эпилепсию.

Аббатисса Хильдегарда Бингенская (1098-1179) писала, что проказа - появлявшаяся, по ее убеждениям, вследствие похоти или невоздержанности - может быть вылечена омыванием в "менструальной крови, известной питательными свойствами… таком количестве, какое только сможет раздобыть человек". В средние века верили, что пенис, коснувшийся менструальной крови, сгорит, и что любое дитя, зачатое в это время, будет одержимо дьяволом, деформировано или же окажется рыжим.

Женщине с обильными месячными рекомендовалось обвязать шерсть с головы животного вокруг молодого дерева. Если это не помогало, тогда она должна была выпить чай из окопника или крапивы, читая во время этого определенные числовые сочетания; либо же найти жабу, сжечь ее, а пепел носить в мешочке, привязанном на талии.

Табу было столь сильным, что историкиня Лаура Клостерман Кидд из государственного университета Айовы не обнаружила ни единого прямого упоминания менструации ни в дневниках XIX века, ни в письмах или перечнях имущества женщин-пионерок, на обозах заселявших новые свероамериканские территории.

В 1878 г., в письмах, полученных Британским Медицинским журналом утверждалось, что от менструирующих женщин может протухнуть бекон, а в 1916 году сэр Реймонд Кроуфорд, младший врач, писал, что фермеры до сих пор убеждены, что во время месячных женщины не дают молоку сбиваться в масло, а ветчине дозревать.

Педиатр Бела Шик (1877-1967) верил, что такие женщины выделяют из кожи уничтожающие растения вещества, которые он называл "менотоксинами". В 1919 г. он "доказал" это, попросив женщин сложить букеты из срезаных цветов. Разумеется, цветы, сложенные менструирующими женщинами, завяли очень скоро.

Месячные как табу. Как во все времена женщин заставляли чувствовать стыд
Иллюстрации специально для Update Dasha Krotiuk

Этот тезис был повторен в журнале "Ланцет" в 1974 г., с добавлением, что перманентная завивка не возьмется на волосах женщины во время месячных.

Совсем недавно, в 1980-м, жена фермера из Шропшира сообщила мне, что менструирующая женщина, прикоснувшись к мясу, заставит его прогоркнуть. Когда я усомнилась в этом, она спросила, доводилось ли мне когда-либо столкнуться с женщиной-мясником. Это правда, с ней я не встречалась.

В 1946 году, Уолт Дисней презентовал мультипликационный образовательный фильм "История менструации", который посмотрели более ста миллионов студент_ок в США. Первый в истории фильм, где прозвучало слово "вагина", тем не менее, избежал любых упоминаний секса или размножения. Хотя рассказчица Глория Блонделл и поощряла девушек принимать ванну, кататься на лошади и танцевать во время месячных, такой акцент на санитарных вопросах усилил представления о месячных как о гигиеническом кризисе.

Задолго до того, как стала понятна связь между менструацией и способностью к зачатию, люди замечали, что они происходят примерно так же часто, как смена фаз луны. Племя юрок в Калифорнии верило, что если месячные женщины не синхронизируются с луной или же циклом близкой ей женщины, она может это исправить, "посидев под лунным светом и поговорив с луной".

Идея того, что у женщин, живущих вместе в тюрьмах, монастырях и школах-пансионах, синхронизируются циклы, возникла вновь в исследовании 1971 г., проведенном психологиней Мартой МакКлинток в Гарварде, где отмечалось, что женские тела начинают взаимодействовать в ответ на мужское доминирование.

Но в 2016 г. медицинская антропологиня Александра Альверн из университета Оксфорда объяснила, что эта идея опровергается современной феминистской теорией, и не подтверждается вероятностной статистикой, представляя из себя пример предвзятого исследования, проведенного под влиянием моды.

Американская детская авторка Джуди Блум, упомянувшая месячные в книге "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет" стала, по общему мнению, первой писательницей, совершившей подобное. Идя в ногу со временем, гигиенический пояс, использовавшейся Маргарет, в более поздних изданиях был заменен на прокладки.

До 1985 г. слово "менструация" не использовалось в телерекламе, а в 2010 г. американская телесеть запретила использовать в рекламе тампонов слово "вагина" и даже "там, внизу".

По сей день, рекламная индустрия использует загадочную голубую жидкость для демонстрации того, как хорошо гигиенические средства способны впитывать. Когда канадская поэтесса Рупи Каур в 2015 г. опубликовала свою полностью одетую фотографию с пятном крови на брюках, Инстаграм удалил ее дважды.

Менструальная кровь по-прежнему именуется "жидкостью" или "потоком". "Кровь вполне кстати в фильмах ужасов, но каким-то образом становится табу, если проистекает из вагин" - написала недавно Мишель Хансон в "Гардиан".

Отношение меняется, хоть и медленно. На Олимпийских играх 2016 г. в Рио, олимпийская пловчиха Фу Юанхуй из Китая удивила СМИ, упомянув свои месячные. Многие фанаты не знали, что во время них женщина может плавать.

Однако в 2017 г. Би-Би-Си усилило табу, когда Эван Девис, ведущий передачу "Драконье логово", задался вопросом, для чего кому-либо может прийти в голову создать сервис почтовой доставки гигиенических продуктов, "которые способна использовать лишь половина населения".

Книга Левит гласит, что менструирующие женщины нечисты, как и все, к чему они прикоснулись, включая мужей. Такое общее негативное отношение к менструации усилило подозрительные настроения христианской церкви о женщинах. Католическая доктрина утверждала, что Ева виновна в изгнании из райского сада, а менструация и сопутствующие боли являются напоминанием о ее грехе.

Даже сейчас многие люди называют их "проклятием". До 1916 г. женщинам, исповедующим римо-католичество, было запрещено принимать причастие во время месячных. В восточных православных церквях, менструирующим женщинам все еще предлагается воздерживаться от причастия и оставаться за пределами храма.

В Непале, индуистская практика чаупади - отправка женщин в специальные отдаленные хижины из грязи, называющиеся "гот" - была запрещена в 2005 г., но продолжает действовать в отдаленных районах. В Японии, женщины-синтоистки не могут входить в храмы во время месячных, а также подниматься на некоторые священные горы.

В комментарии к католическому журналу "Скрижаль", британская теологиня Кармоди Грей писала в 2016 г.: "если бы какое-либо другое событие причиняло мне или кому-то еще столь же сильную боль, проблемы и потерю крови, оно было бы отражено в наших социальных взаимодействиях… Просто говоря - женщины истекают кровью и страдают, чтобы другие могли жить… Выражаясь литературно - кровопролитие во имя человечества, вот что делают женщины".

Как, на протяжении истории, женщины справлялись со своими месячными? Свидетельств не сохранилось, кроме повторяющихся в интернете историй о том, как в древнем Египте женщины использовали тампоны из размягченного папируса, или что гречанки обматывали хлопок вокруг кусочков дерева.

"Грязные тряпки", как называл их пророк Исайя, или же "лоскуты", как они именовались в Англии XVII века, делались из ткани, пеньки или же мха. У королевы Елизаветы I (1533-1603) было три пояса из черного шелка для удержания на месте ее льняных "подвязок из тонкой голландской ткани".

Пара "штанишек" или "панталон", по одному для каждой ноги, удерживались с помощью ленты на талии. Это давало возможность легкого доступа и меньшего протекания. Моя бабушка, родившаяся в 1886 г., использовала льняные лоскуты, которые вручную стирала ее горничная.

В менее развитых странах куски ткани для менструации по-прежнему крепятся к бечевке вокруг талии, а после стирки сушатся под кроватями или же подвешиваются под юбкой. Дженнифер Фири, 16-летняя школьница из Малави, описывала мне:

- Мама смогла дать только два куска порванной ткани. Это было плохо, потому что каждый раз, когда у меня заканчивалось, у меня между бедер появлялись раны, и это было так больно. Во время менструации я больше не могла танцевать, бегать и даже быстро ходить, и иногда одежда пачкалась. Я с трудом (редко) могла пойти в школу, и просто оставалась дома до конца. Я могла плохо пахнуть, потому что ткань контактировала с воздухом.

Компания "Саусхолл" в Бирмингеме рекламировала сменные прокладки в 1888 г, как подходящие для "леди, путешествующих по земле и по морю", а "салфетки Листера", созданные Johnson&Johnson в США, были доступны с 1896 г.

Во время Первой мировой войны, французские медсестры поняли, что повязки из целлюкоттона (целлюлозной ваты), использовавшиеся на поле боя для перевязки ранений, также хорошо впитывают менструальную кровь, и их можно сжечь после использования.

Уильям Моррис, британский производитель автомобилей, во время Второй мировой войны оплачивал одноразовые гигиенические прокладки для всех женщин, служивших в британских вооруженных силах. Их называли "роскошь от Наффилда".

Прокладки из ваты, покрытой хлопковой марлей, удерживались на месте с помощью эластичного пояса вокруг талии. После использования их помещали в бумажный пакет, часто украшенный рисунком леди в кринолине. До 1970х, запах горящей ваты исходил из металлических мусоросжигателей женских публичных туалетов, а сифоны забивались смытыми использованными прокладками.

В 1929 г. в Денвере остеопат Эрл Хаас изобрел внутреннее "менструальное устройство", состоявшее из двух картонных трубок и ваты, сжатой в тампон (французское слово, обозначавшее "пробку", изначально использовавшееся как медицинский термин для перевязочного материала, вжимавшегося в рану).

Через четыре года, он продал за 32 тысячи долларов патент на Тампакс Гертруде Тендрих, которая делала тампоны с использованием швейной машины и воздушного компрессора. В 1980 г. материал, из которого они делались, изменили с ваты на более впитывающую целлюлозу, из-за чего женщины стали менять их реже.

Вскоре появились сообщения о смертях вследствие синдрома токсического шока (СТШ). Как только производители вернулись к первоначальному материалу, частота случаев СТШ снизилась.

В 1969 г., - в том же году, когда Нил Армстронг приземлился на луне, - изобрели клей, позволявший прокладкам держаться на белье без помощи пояса. Для уменьшения протеканий были придуманы крылышки и пластиковый нижний слой, а внутри стали размещать лучше впитывающий, но менее биоразлагаемый суперабсорбирующий полиакрилатный гель, который делался на основе нефти.

Каждая женщина в детородном возрасте использует примерно 250 прокладок или тампонов ежегодно, таким образом, в Великобритании их набирается 3750 миллионов для утилизации, плюс около 300 миллионов пластиковых пакетиков или коробок.

Для того, чтобы вычислить количество энергии, необходимой на выращивание хлопка и древесины, производство продукта, транспортировку и переработку его в итоге, нужны исследования. Одноразовые прокладки и тампоны разлагаются примерно за 800 лет.

Метод, дружественный к экологии, был изобретен лишь недавно, притом женщиной. Менструальная чаша делается из мягкого силикона. Она размещается внутри вагины, собирает кровь и нуждается в опустошении и мытье каждые несколько часов. В конце менструации, ее можно прокипятить, и она готова для следующего раза.

Каждая чаша может применяться до десяти лет, предотвращая выбрасывание примерно 2500 тампонов или прокладок.

"О менструальных чашах слышали немногие, потому что продукт, который покупают раз в десять лет, приносит небольшую прибыль" - объясняет Манду Реид, британская основательница некоммерческой организации "The Cup Effect" ("Эффект чаши"). "Часто утверждают, что африканские женщины не будут использовать их, потому что это "культурно непривычно". Однако благодаря индивидуализированным тренингам мы выяснили: женщины и школьницы, с которыми мы там встречались, практически единогласно заинтересованы в том, чтобы их попробовать".

Менструальные чаши становятся все более привычными в США и Европе, и их используют волонтерки Корпуса Мира и школьницы в Уганде, Малави, Кении и Танзании.

К сожалению, миллионы женщин все еще ежемесячно страдают от практических, экономических и культурных препятствий, связанных с менструацией. В разных странах, им приходится мыться отдельно от всей семьи, им запрещается готовить, встречаться с друзьями и подругами, спать вместе с мужьями.

В Малави до сих пор живуче верование, что месячные - болезнь, способная вызвать бесплодие или даже смерть мужа. Менструирующие женщины не должны сажать растения, кормить грудью или сушить лоскуты ткани для менструации на открытом воздухе, чтобы их не применили для колдовства против них.

Когда в 1973 г. Великобритания вступила в Европейское экономическое сообщество, мужчины-политики согласились, что продукты для менструации являются "второстепенными товарами", в отличие от детских подгузников, мужских бритв, вертолетов или крокодиловых стейков. Все они были освобождены от налогов. В 2014 г, Лаура Коритон запустила в Великобритании петицию за отмену налога на гигиенические принадлежности.

В 2014 году ООН провозгласила 28 мая ежегодным Днем менструальной гигиены. Дата была выбрана в связи с тем, что средняя менструация протекает пять дней, и повторяется каждые 28 дней. Но почему ООН добавила слово "гигиена"? Было ли это потому, что даже в XXI веке месячные продолжают считаться чем-то "нечистым"? Я предпочитаю называть его Мировым днем менструации.

Величайший парадокс менструации в том, что она может служить как подтверждением женственности и деторождения, так и источником стыда и неудобств. Жизни многих женщин улучшились экономически, политически и социально за последние годы. Но хоть мы и чувствуем себя физически лучше во время месячных, мы все еще смущаемся говорить об этой нормальной части наших жизней.

Я сожалею, что теперь уже слишком стара, чтобы объявить в набитом поезде: "У меня сильные месячные. Кто-нибудь сможет уступить мне место?"

Джени Хэмптон - основательница Мировой Менструальной Сети, авторка книг по вопросам здоровья в Африке, работающая по тематике здоровья на международном уровне. Она разработала первую британскую правительственную политику по международным вопросам репродуктивного здоровья, и патронирует Ассоциацию жителей Малави в Великобритании. Она живет в Оксфорде

Источник: aeon
Автор_ка:
Перевод Александра Назарова

Рекомендуем

follow follow