Почему сексуальная объективация мужчин — это не шутка

Разбираем, в чем опасность сексуальной объективации мужчин для молодых парней.
1 5203 25.08.20 11:02
David. Michelangelo
David. Michelangelo

Большинство из нас имеет представление о том, что реклама, индустрия развлечений и СМИ причастны к объективации женщин. Однако в последнее время всё чаще поднимается вопрос о возможной объективации актёров мужского пола в таких, например, сериалах, как "Телохранитель" и "Полдарк".

Итак, если эмансипированные и независимые женщины осуждают объективацию женщин, но при этом восторгаются видом мужских тел на экране телевизора, можно ли обвинить их в следовании двойным стандартам?

Объективированные женщины

Сексуальная объективация обычно принимает одну из двух форм. В первой женщины, чьи тела представлены в эротизированном виде, ограничены ролью ресурса — декоративного элемента, предназначенного для сексуального удовлетворения мужчин. Этот подход поощряет общее потребительское отношение к женщинам. Неявно отказывая женщинам в праве быть субъектом, а не объектом действия, он, по всей видимости, оправдывает обращение с ними как с подчинёнными существами, а в худшем случае — и сексуальное насилие.

Во втором случае право женщины быть субъектом действия не игнорируется, но активно используется в репрессивных целях. Женщинам не отводится роль ресурса, но предписывается определённое поведение — негласно поддерживаются нормы и стереотипы образа жизни, который строится вокруг потребности мужчин в сексуальном удовлетворении.

Женщинам предлагают следовать определённым ролям, принимая (возможно, даже с восторгом) отношение к себе, которое в реальности является разновидностью эксплуатации. В таком случае объективация работает через самовосприятие женщин, подчиняя его своим правилам. Объективация в этой своей форме носит скорее лёгкий идеологический, чем жёсткий принудительный характер.

Бросая ответный взгляд

Так что там насчёт объективации мужчин и очевидных двойных стандартов?

Если мы будем рассуждать только в контексте первой формы объективации и говорить об использовании "декоративных элементов", мы, скорее всего, придём к выводу, что объективация мужчин — мелочь в сравнении с объективацией женщин. Мужчины обладают таким количеством преимуществ, начиная от физической силы и заканчивая политической и экономической властью, что их, в отличие от женщин, вряд ли можно лишить права определять свою судьбу. Следовательно, объективация мужчин с куда меньшей вероятностью может привести к сексуальному насилию. До этого момента существование двойного стандарта ещё можно как-то оправдывать.

Однако с точки зрения второй формы объективации, внедряющей и поддерживающей вредоносные нормы и стереотипы, защищать двойной стандарт уже сложно. Нет убедительных причин считать, что мужчины более устойчивы и невосприимчивы, чем женщины, когда речь заходит о "нормализующих" представлениях в медиасфере. В частности, молодые и впечатлительные мужчины могут так же поддаваться стремлению вписаться в заданную роль, как и женщины.

Создание таких шоу, как #Poldark, требует огромной подготовительной работы.

Стоит взглянуть, как мужчины представлены в реалити-шоу наподобие Love Island производства ITV. Создатели передачи подчёркивают, что она не претендует на точное отражение жизни, но предлагает идеализированное и, по их словам, "мотивирующее" отображение реальности. Когда нарциссизм, индивидуализм, меркантильность и манипулятивность подаются как предмет для подражания, зрители с большой вероятностью начнут следовать шаблонам поведения, несовместимым со здоровыми отношениями и полноценной жизнью.

Аппетиты аудитории

Контент объективирующего характера временами защищают, основываясь на том, что он не играет никакой идеологической роли, а всего лишь подстраивается под существующие требования аудитории. Однако даже если брать куда более нейтральный контекст — журналы, посвящённые моде или автомобилям, этот аргумент не выдерживает никакой критики.

Несомненно, эти журналы покупают люди, которые уже заинтересованы в их тематике. Но многим знакомо ощущение, когда листаешь журнал и вдруг обнаруживаешь, что тебя неподдельно интересует, какой из суперкаров стоимостью в 200 000 фунтов лучше. Если бы такого не происходило, никто бы не отправлял автомобили за 200 000 фунтов на тестирование журналистам.

Определённо, медиа отнюдь не ограничиваются удовлетворением уже существующих аппетитов. Они активно формируют то, к чему мы стремимся, чем мы можем удовлетвориться и как мы будем тратить время и деньги ради достижения того, чего мы (вследствие вышеописанного) хотим. Реклама, индустрия развлечений и СМИ играют в нашей жизни важную идеологическую роль. Власть, как отмечает Фуко, вездесуща и продуктивна. Её основной метод — не прямой запрет или принуждение, но творческое и "непроизвольное" подстраивание наших представлений о себе и о том, что считать нормальным и желательным.

Следовательно, нам стоит беспокоиться о сексуальной объективации мужчин.

Но настоящая проблема — не в реакции женщин на эротические сцены в фильмах, не в переживаниях задействованных в них актёров мужского пола и вовсе не в возможности всплеска сексуального насилия над мужчинами.

Проблема в том, что идеологическое формирование шаблонов поведения у мужчин может стать столь же вездесущим, как и у женщин. Количество социальных тревожных расстройств, вызванных перфекционизмом, и других психических расстройств достигло беспрецедентного уровня среди молодых мужчин, которым нарциссизм и меркантильность всё чаще преподносят как желаемые черты.

И это, пожалуй, ожидаемо, учитывая, что они подвергаются куда более частому и интенсивному давлению со стороны объективирующих медиа, чем любое поколение их предшественников.

Источник: The Conversation
Автор_ка:
Перевод Darina Sunstream

Рекомендуем

follow follow