Киев сегодня город не для всех.
Активистка кампании Fight for right Юлия Миронюк более 10 лет передвигается в инвалидном кресле самостоятельно по городу. Школьную программу осваивала на домашнем обучении, лишенная общения со сверстниками.
Когда решила продолжить учебу в университете, выбор был невелик. В Киеве лишь один вуз обустроен для людей с инвалидностью - частный университет "Украина".
27-летняя Юля не понаслышке знает, каких трудностей стоит передвижение по городу. Она не всегда может войти в магазин, аптеку или транспортное средство.
"Каждый раз использовать общественный транспорт - это экстрим", - делится своим опытом Миронюк. Водители не знают, как открыть пандусы, не всегда выходят помочь, не могут остановиться у бордюра из-за припаркованных автомобилей.
В 2013 году в рамках проекта "Доступная Украина" проинспектировали более 7,5 тыс объектов и госучреждений. По итогам осмотра, более половины объектов совершенно недоступны, еще 17% эксперты назвали "частично доступными". В Киеве "показатель недоступности" - почти 40% всех необходимых для человека зданий.
Юлия Миронюк
Инспекция подземных переходов в Киеве этой зимой показала, что отсутствует даже понимание того, как их необходимо оборудовать. Инспекцию подземных переходов в 8 районах Киева провела организация "ДемАльянс Допомога".
"Это было что-то среднее между поиском эликсира бессмертия и сеансом мазохизма. К примеру, в Соломенском районе построили переход со ступеньками из шлифованного гранита. Он дороже обычного, а зимой люди будут из-за него ломать ноги. Мне ответили: "Как-то так вышло", - рассказывает об осмотре Кристина Морозова, представительница организации.
Другой пример - переход в Шевченковском районе, где перед колясочным съездом не убрали ступеньку, которая делает сооружение бессмысленным и опасным.
Инспекция установила, что в некоторых переходах не работают подъемники и лифты, указатели выхода расставлены неправильно или отсутствуют.
Морозова советует конструировать переходы без ступенек, тогда никакой лифт не сломается.
Фото - site.ua
Координатор Ассоциации велосипедистов Киева Вадим Денисенко почувствовал недоступность столицы после того, как попал в ДТП и получил перелом тазобедренных суставов.
Для того, чтобы добраться от Подола до Бессарабки, ему пришлось преодолеть на костылях около 700 ступенек.
Не только травмированные люди, но и велосипедисты в Киеве маломобильны. В качестве примера приводит возобновленный велотрек.
"Его отремонтировали, но забыли сделать доступным. Там должны были заниматься паралимпийцы, но как им туда входить неизвестно", - рассказывает Денисенко.
Убедить чиновников в том, что если сделать город удобным для людей с ограниченными возможностям, он будет удобен для всех, ассоциации пока не удалось.
"Государство обязано делать пространство доступным", - рассказывает Юлия Сачук координаторка кампании Fight for rights. Существуют нормы строительства, международное законодательство.
"Проблема в том, что законодательство нарушают. Самый яркий пример - реконструкция Почтовой площади. Большие деньги тратятся на то, чтобы построить недоступное пространство", - поясняет Сачук.
Бытует мнение, будто бы доступность - это пандус.
"Построили пандус и назвали объект доступным, хотя часто им пользоваться невозможно. Городские власти должны контролировать, чтобы при строительстве новых объектов не приходилось вносить дополнительных изменений", - призывает Сачук.
Самым приспособленным для всех категорий правозащитница называет аэропорт "Борисполь".
По мнению Морозовой, Киев неудобное место, поскольку превращается в город-коридор, где зарабатывают деньги и уезжают за границу.
"Транзитный город не нужно делать удобным. Мы же должны осознавать, что это город, в котором нам жить и он должен быть комфортным", - призывает Морозова.
Для Киева может пригодиться опыт Вены, считает Юлия Попова, координаторка программы "Содействия демократии" в Фонде имени Генриха Белля в Украине.
В 1992 году австрийские феминистки организовали выставку, продемонстрировавшую, что городская инфраструктура дискриминирует.
Женщины реже, чем мужчины, владеют автомобилем, имеют более сложные маршруты из-за домашних дел и больше зависят от инфраструктуры города.
В результате исследования в мэрии был создан женский департамент, который пытается сделать город более доступным для самых уязвимых категорий.
К примеру, департамент выяснил, что людям преклонного возраста тяжело вставать и садится на лавочку. Скамейки снабдили подлокотниками, и они стали намного удобнее. Сейчас Мэрия Вены привлекает гендерных консультанток при строительстве всех объектов.
Для того, чтобы подобный опыт воплотить в Украине, Попова предлагает проводить исследования о недоступной среде, реформировать департаменты, их обязанности и исполнителей.
"По мнению чиновников, ответственность за доступность несет строитель. Киеву нужен специальный орган по контролю, в котором также будет участвовать общественность", - считает Морозова.
Вместе с этим надо мотивировать бизнес. Доступная среда - больше клиентов.
Нужно научиться инклюзивность чувствовать изнутри, говорит Сачук. Каждый человек на своем уровне, будь то дизайнер, архитектор, чиновник, может эти изменения предлагать и воплощать, поскольку "инвалидность касается каждого и каждой из нас".