Раньше мне казалось, что сексизм – неотъемлемая часть пространства, и бороться с сексистскими высказываниями – это абсолютная драка с мельницами.
Словесные перепалки заканчиваются обидами, друзья и родственники перестают общаться с "помешанной феминисткой".
О дискриминации я говорила откровенно только в дружественных условиях: в своем очень либеральном университете, где можно сослаться на исследовательниц, и где культура дискуссии – основа образования; с подругами, которые разделяют мои взгляды; иногда с представителями других подавляемых групп. Я не была уверена в своих знаниях.
Зато я была уверена, что борьба с системой не имеет ничего общего с бытовыми разговорами.
Но нельзя говорить о проблеме только с теми, кто разделяет твое мнение. То, что и как мы говорим о мире, будь то на кухне за чаем, в посте на фейсбуке или с трибуны ООН, строит систему, в которой мы живем. Слова – самый доступный, самый демократичный инструмент борьбы, и глупо его не использовать.
Начиная спор на тему дискриминации или просто указывая на сексистских "блох" в своей или чужой речи, я ни в коем случае не вступаю в личностное противостояние. Дискуссия на тему сексизма – возможность для обоих собеседников отломать еще один кусок от системы.
Потому что сексизм – это системная характеристика современного мира. Необязательно хотеть обидеть конкретную женщину или женщин в целом, чтобы свои поведением или речью воспроизвести сексистский механизм.
Чаще всего это происходит неосознанно. Отсюда вырастает "Но я же не хотел тебя обидеть!" Так а я и не обиделась. Просто давай договоримся, что я как представитель угнетаемой группы имею право указать тебе на этот момент, и ты этим механизмом пользоваться перестанешь. Я в свою очередь готова корректировать свою линию поведения, чтобы не угнетать других.
Современное общество построено на угнетении определенных групп: из-за пола, расы, вероисповедания, сексуальной ориентации, возраста, физических особенностей. Это несущая конструкция всех социальных институтов. Образование, государственное устройство, церковь, культура – все пропитано сексизмом, расизмом, гомофобией и чем только хочешь.
Это как бы настройка по умолчанию, которую нужно сознательно менять, и такие перемены никогда не проходят безболезненно. Это сложно менять в себе, сложно формулировать в разговорах с другими, и перестройка неизбежно приводит к внешним и внутренним конфликтам.
Дискриминация вообще и сексизм в частности – такой сложный баг в программе, что его можно исправить только системным коллективным усилием.
Представьте, что у вас протекает крыша, и в доме воды по колено. Но вы, вместо того, чтобы заделать дыру, пытаетесь собрать воду салфетками. Примерно так выглядят многие общественные попытки заделать дыру в равноправии.
Даже когда наконец начинаются движения крупнее, наше внимание все равно внизу: мы собираем воду ведрами, но сверху-то по-прежнему капает. Для ремонта нужно достаточно рук и мозгов, делать это в одиночку или маленькой группой активисток невозможно.
Еще сложнее пытаться все исправить под крики "что ты преувеличиваешь, там все и так нормально", "мы давно все починили", "имеешь право голосовать – успокойся".
Нет. Это как в любом терапевтическом процессе – сначала нужно признать, что проблема есть. Вот она, повсюду.
Бытовые разговоры на тему - своего рода терапия. Нам нужно об этом говорить. Нам нужно помогать друг другу задаваться вопросом: "Когда я думаю и говорю так-то и так-то, не дублирую ли я механизм подавления?"
Мое решение не молчать в ответ на сексистские высказывания – это решение принимать участие в коллективной терапии. Нам же всем в этом мире жить.