10 философов,
которые не подозревали, что они феминисты
Вы знали, что Иисус был феминистом?
Аристотель, Кант, Ницше. Классическая философия представлена в основном мужскими именами. Несмотря на прогрессивные, как для своего времени, концепции, Аристотель писал, что женщина - низшее существо, Кант считал, что женщина не предназначена для важных дел, а Ницше полагал, что счастье женщины в "он хочет".

Идеи равенства мужчин и женщин в основном принято связывать с именами известных феминисток. Однако, идеи равенства в философии поддерживали не только женщины, но и известные философы-мужчины, которые не стали использовать сексизм в качестве дани эпохе.
Рассказываем о философах, которых можно с полной уверенностью назвать феминистами
Платон
Античный философ в своей работе "Государство" поднимает вопрос неравенства.

В Древней Греции в основу идеи неравного положения женщин был положен миф о некоей "женской природе", которая похотлива, лжива и глупа.

По этой причине гречанки не могли самостоятельно покидать дом и участвовать в общественно-политической жизни. Якобы женщина не в состоянии себя контролировать, потому мужчина должен это делать за неё.

Платон впервые говорит о том, что подчиненное положение женщин обусловлено силой обычая, а не природой, которую мужчины неверно трактуют. Он считал, что положение женщин не соответствует их природе.

Философ не отрицал существование определенной "женской природы". Это объясняется тем, что идеи натурфилософии, характерные для Античности, не могли исключать категорию "природы". И Платон, несмотря на прогрессивные идеи, не мог перепрыгнуть свой исторический контекст.

Идея борьбы противоположностей (Хаос и Порядок), царившая в рассмотрении природы вещей, органично перекладывалась на рассмотрение природы полов.
Одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того и другого пола, и по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины
Платон "Государство"
философы-феминисты
"...многие женщины во многих отношениях лучше многих мужчин…"

Платон "Государство"

В цитатах Платона можно встретить противоречия, которые являются характерной особенностью письма древнегреческих философов.

Не стоит забывать и то, что человек в Античности и человек в ХХІ веке - это два совершенно разных индивида. Если современное общество и многие его "светлые" умы все еще не могут прийти к равенству полов как к данности, то что можно говорить о патриархальной Древней Греции. Платон был своеобразным революционером мысли.
По сути, что важно для феминистской теории, Платон был первым, кто обосновал несправедливость подчиненного положения женщины, основываясь на том, что неравенство рождено культурой, а не природой.
Иисус Христос
Об исторической личности Иисуса Христа можно спорить долго, однако есть письменные источники, в которых мы можем найти сведения о роли женщин в раннехристианский период.
Во времена проповедования Иисуса Христа, женщинам не разрешено было изучать закон с раввином или даже появляться спокойно на публике без сопровождения мужчины.

Иисус приглашал на своих проповеди всех желающих, включая женщин. Женщины сразу вошли в число последовательниц.


иллюстрация Франческо Хайез "Распятие с Марией Магдалиной" (фрагмент)

Однако он никогда не называет этих женщин "ученицами", причина проста: в арамейском не существовало такого слова, которое можно было бы употребить по отношению к ним. Поэтому и в греческих евангелиях не говорится об ученицах. Феномен интеграции женщин в группу учеников Иисуса был столь новым, что в языке для него еще не существовало адекватного выражения


Хосе Пагола "Иисус. Человек, ставший Богом"
Одни ученицы шли за ним вместе с мужьями, а другие были одиноки. Известно, что женщины сопровождали Иисуса от Галилеи до Иерусалима и даже не покидали его в момент распятия.

Что удивительно, в момент распятия многие ученики Иисуса убегают, в то время, как женщины остаются смотреть на распятие издалека.
ТАМ БЫЛИ ТАКЖЕ И СМОТРЕЛИ ИЗДАЛИ МНОГИЕ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДОВАЛИ ЗА ИИСУСОМ ИЗ ГАЛИЛЕИ, СЛУЖА ЕМУ;

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ 27:55

Для Иисуса Христа женщины имели абсолютно равный статус с мужчинами. Позднее теоретизация учения Христа, формирование христианской церкви и старания Отцов Церкви утвердили догматический патриархальный порядок.

Что интересно, позднее гностиками, которые представлены в большинстве своем раннехристианскими еретическими учениями, была выдвинута идея, что на ряду с Богом-Творцом, так же присутствует и Мать. Именовали её чаще всего София - Божественная Мудрость. В последствии "Белое братство" в 1990ых во главе Марии Дэви Христос использовало учение гностиков.
Корнелий Агриппа (Агриппа Ноттесгеймский)
Немецкий философ, теолог, астролог, врач, писатель, адвокат, инженер, историограф, военный, дипломат, алхимик и многое другое.
Выступал против веры людей в колдовство, что было огромным вызовом для его времени, и даже добился оправдания одной так называемой "колдуньи". Многие его труды были внесены Католической Церковью в "Индекс запрещенных книг".

Также Агриппа является автором работы "Речь о достоинстве и превосходстве женского пола".
Не смотря на гуманизм и Возрождение, женщина по-прежнему считалась низшим существом. Агриппа берется обосновывать превосходство женского пола над мужским. Затея поистине революционная, как для XVI века.

В качестве доказательств Корнелий Агриппа приводил аргументы из философских трудов, работ отцов Церкви, и даже из Библии.

Не взирая на абсурдность утверждения превосходства одного пола над другим, работа философа, прежде всего, утверждает равенство мужчин и женщин.
Различие же между полами лишь в тех частях тела, где различие оное потребно для размножения. Но и мужчину, и женщину Он одарил одинаковой душой: между душами нет полового различия. Женщина обладает тем же, что и мужчина, со знанием, разумом и языком, она стремится к той же цели блаженства, и оно не заповедано ни мужчине, ни женщине. Ведь согласно истине Евангелия, хотя люди и сохранят свой пол после воскресения, пол перестанет их заботить, и они уподобятся ангелам. Следовательно, сущность души вовсе не полагает превосходства того или иного пола в благородстве. Но и мужчине, и женщине по природе присуща равная свобода достоинства

Корнелий Агриппа "Речь о достоинстве и превосходстве женского пола"
Дидро, Монтескье, Гельвеций
Французское Просвещение - период, когда в западно-европейской мысли утверждаются идеи равенства людей перед законом.
Французское Просвещение - период, когда в западно-европейской мысли утверждаются идеи равенства людей перед законом.

"Свобода, равенство и братство", однако, все представители философской мысли включали женщин. Так, например, Ж.-Ж. Руссо полагал, что у женщины есть "природное предназначение", которое, естественно, заключалось в обслуживающей домашней работе.

Почти в каждом материале о зарождении феминистской мысли в Европе можно встретить цитату исследовательницы Натальи Пушкаревой:









"Вольтер обличал несправедливость женской доли; Дидро полагал, что униженное существование женщины есть "следствие определенных гражданских законов" и обычаев; Монтескье писал, что женщина может и должна участвовать в общественной жизни; Гельвеций доказывал, что гражданская "непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания"
Читая работы этих авторов, порою сексизма там обнаруживается куда больше, чем феминистских идей.

"Женщины ненавидят друг друга и, однако, все до единой, защищают друг друга"
Дени Дидро

"Противно и разуму, и природе ставить женщин во главе дома, как это было у египтян, но нет ничего противоестественного в том, чтобы они управляли государством"
Шарль де Монтескье "О духе законов"

Гельвеций был менее категоричен. В целом, он считал, что человек формируется под влиянием среды и воспитания. Философ утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию.

Таким образом, не смотря на то, что французские просветители продолжали поддерживать клише и стереотипизировать женщину, они все же обосновывали идеи равенства, которые впоследствии стали основой для женского движения.
Шарль Фурье и Фридрих Энгельс
Социалисты-утописты считали, что неравенство присущее внутреннему устрою буржуазного общества, а потому его можно будет избежать, построив другое общество. Равенство полов невозможно достигнуть в нынешнем социальном устройстве, а потому нужно стремиться его изменить.
Фурье рассматривал расширение прав женщин как "главный источник социального прогресса" (из работы Фурье "Теория четырех движений и всеобщих судеб"). Современный брак и устройство семьи философ считал лицемерным и деспотическим.

Также он выступал противником моногамии, ставив основным благом Что примечательно, Фурье был одним из первых, кто пытался создать гендернонейтральный язык. Каждое название профессии у него имело два варианта - мужской и женский. Нередко Фурье приписывают появление слова "феминизм".
Фридрих Энгельс, чья имя сейчас вспоминать страшно немодно и немолодежно, однако, писал о равноправии женщин и мужчин. Причину неравенства он видел в частной собственности. Где нет частной собственности, там нет повода считать мужчину господствующим над женщиной.
По Энгельсу женщина рабочего класса угнетается не только по признаку класса, но и по признаку пола.

Философ считал, что равноправие будет становится более реальным по мере того, как женщины будут вовлекаться в общественный процесс производства.
Жак Лакан
Французский психоаналитик сделал большой вклад в развитие феминистской теории. Лакану принадлежит термин "фаллоцентризм" - термин, обозначающий патриархатный символический порядок, в котором фаллос позиционируется как знак привилегированной маскулинности; более жесткий синоним андроцентризма.

В фаллоцентрическом мире женщина является по сути объектом обмена в среде мужчин, который циркулирует подобно деньгам.
Все "женское" - это то, что отклонилось от мужской парадигмы.

Также Лакан отделяет понятие женского опыта от того, что такое быть биологической женщиной.

Психоаналитик утверждает, что не существует какой-то универсальной женщины как категории, а следовательно и мифической "женской природы".
Отсюда его известная фраза:

"Женщины не существует!"
Жак Лакан


Жак Деррида
Философ-деконструктивист Деррида также активно использует понятие "фаллоцентризм" и понятие феминности. Так "феминный стиль письма", по Деррида, призван размыть, расшатать "доминирование мужского способа мышления в культуре".

Для Деррида феминизация стала синонимом смещения центра патриархальной культуры и замещением любых стереотипов. Именно Деррида предлагает пересмотреть оппозицию мужское/женское в культуре, а вместо нее применять методологию множественности.
фото Bruno Barbey "Восстание студентов в Париже 1968"
Деррида активно поддерживал революцию
Мишель Фуко
Фуко прежде всего повлиял на становление гендерного подхода в исследовании сексуальности.

Он продолжил идеи своих предшественников о том, что понятие "нормы" конструируется обществом, а не является природной данностью. Нет никакой сущности, а идентичность формируется в социально-культурных условиях.

Именно Фуко постулировал, что понятие "не-нормы" было необходимостью для власти, чтобы поддерживать искуственно созданную "норму".

Женскую историю он отождествлял с историей сексуальности, а историю пола с историей власти.

Теория Фуко - это выход за пределы бинарности
женское/ мужское.

По сути, мы приходим спустя две тысячи лет к тому, что еще утверждал Платон. Неизвестно сколько тысяч лет пройдет, чтобы данная мысль казалась очевидной каждому и каждой.
Подпишись на рассылку
Раз в неделю на почту будут приходить только крутые тексты от Update
Made on
Tilda