Секс, контрацепция и месячные: что дети узнают о сексуальности в школе

Сексуальное образование - это, на самом деле, больше о коммуникации, чем о физиологии, которая, тем не менее тоже важна, и о которой в наших школах говорят очень мало.
100 1939 27.10.16 11:37
Что же пишут о сексе в школьных учебниках?
Что же пишут о сексе в школьных учебниках? / Алексей Злодей

Тема сексуальности в учебной программе украинской школы появляется только в 8 классе, когда большинство учеников уже успели сформировать о ней свое представление по информации из интернета и от сверстников.

До этого девочек не учат тому, что такое менструация, а мальчикам не рассказывают, для чего нужен презерватив, и даже в старших классах говорят об этом только вскользь. Тем более школа не дает никакой информации о разных видах отношений между людьми и о том, как эти отношения строить комфортными и счастливыми.

Зато учебная программа для 8-9 классов "Семейные ценности" возмущает людей даже с консервативными взглядами.

Update поговорил с Ириной Когут, аналитиком центра CEDOS, о том, что дети сегодня могут узнать о своем теле, сексе и отношениях в школе, и как качество сексуального образования школьников влияет на уровень дискриминации, культуры насилия и какую роль играет в этом религия.

Что пишут в учебниках, о чем говорят на уроках

Собственно тема сексуальности и телесности появляется достаточно концентрированно в школе в двух предметах - Основах здоровья, которые преподаются с 1 по 11 класс (1 час в неделю), и Биологии.

На уроках основ здоровья тема сексуальности впервые более-менее полно рассматривается только в 8 классе. На уроках биологии анатомия человека и, соответственно, репродуктивная система изучаются в 9 классе.

То, что прописано в стандартах сексуального образования, разработанных европейским отделением ВОЗ, в украинской школе присутствует только частично. Представление о межличностных отношениях, которое подается детям в начальной школе, очень невинное - с акцентом на дружбу и ничто иное.

Как в украинской школе говорят с детьми о сексе
Иллюстрация Алексея Злодея для Update

И это - одна из основных проблем сексуального образования в украинской школе, потому что говорить о сексуальности в 8-9 классе слишком поздно. В этом возрасте дети уже имеют некоторый багаж знаний об отношениях, о сексуальности, о физиологии, который они набирают, в основном, в интернете или от сверстников.

Эта информация не всегда является достоверной, она часто содержит много мифов и стереотипов. Соответственно, когда в школе начинают говорить с учениками о сексе, то, что они слышат, зачастую противоречит тому, что они уже успели узнать сами.

К окончанию школы около половины мальчиков и где-то треть девочек уже имеют опыт сексуальных отношений. И опыт этот они получают, не вооружившись достаточными знаниями и навыками безопасного поведения, что, конечно же, имеет свои последствия.

К тому же у детей нет никаких знаний о том, как строить эти самые межличностные отношения, чтобы они были гармоничными и счастливыми.

В восьмом классе подросткам наконец-то начинают рассказывать о том, что отношения могут быть не только дружескими, что между людьми может возникнуть любовь, которая приведет их к сексу.

Но в школе об этом говорят только в контексте брака, то есть, подразумевается, что секс до женитьбы или замужества - это нонсенс.

Как подают информацию о методах контрацепции, телесности, отношениях

Очень мало говорят на таких уроках о методах контрацепции. Слово "презерватив" пытаются не использовать. О том, где и как можно купить средства контрацепции, в учебной программе тоже не упоминается.

Ни в одном из учебников мы не найдем слова "мастурбация", также как ни в одном из них не говорится о месячных. То есть, если девушка не смогла получить эту информацию дома, от родителей, а семьи бывают разные, в том числе очень религиозные, где такие темы вообще не поднимаются, то в школе ей тоже ничего об этом не расскажут.

Более того, на тему месячных, секса и мастурбации ходит множество мифов, которые еще больше усугубляют ситуацию с нехваткой информации.

Само собой, о гомосексуальных отношениях в учебниках нет ни слова. Если речь идет об отношениях, то подразумеваются исключительно отношения между мужчиной и женщиной.

Точно так же нет никакой информации о разных видах связей, например, о неэксклюзивных отношениях. Ничего не говорится и о том, что делать, если брак исчерпывает себя и как строить отношения после этого.

К сожалению, украинская школа еще очень консервативна, и многие понятия, которыми оперируют преподаватели, либо уже устарели, либо стремительно устаревают в контексте современного общества.

Например, семьи, где родитель только один, до сих пор называют неполными, подразумевая, что к детям в таких семьях стоит относиться как-то снисходительно, жалеть их, помогать как "неполноценным".

Как религиозность влияет на представление о сексуальности

Если мы откроем учебник по христианской этике, то увидим, что там еще более агрессивно, еще более безальтернативно говорится о том, что секс может быть только в браке и только для рождения детей.

На этих курсах уже откровенно осуждается гомосексуальность, которая считается грехом и болезнью, которую надо лечить.

Уроки христианской этики пропагандируют сексуальное воздержание до неопределенного момента взросления, который, судя по всему, наступает именно тогда, когда женщина выходит замуж или мужчина женится.

В школах, где такие курсы входят в учебную программу, очень сложно говорить о каком-то сексуальном образовании в принципе.

Как качество сексуального образования влияет на развитие культуры насилия в обществе

Это огромная проблема, потому что то, как преподносится сексуальность в школе, продолжает культивировать распространенное в обществе представление о том, что, например, жертва изнасилования виновата сама.

При чем, это буквально читается в учебниках. Практически цитата из одного из них: "Большинство изнасилований происходит в ситуациях, когда женщины злоупотребляют алкоголем, или соглашаются на общение с незнакомыми мужчинами, или носят провоцирующую одежду".

То есть, это типичный victim blaming. Ничего не сказано о том, что насиловать женщин - это плохо. Девочек учат тому, как не быть изнасилованными, но мальчиков не учат, как их не насиловать.

К сожалению, в учебной программе вообще нет информации о том, как строить гармоничные партнерские отношения. То есть, ничего для предотвращения домашнего насилия школа не делает.

Понемногу в школе начинают обсуждать тему противодействия насилию над детьми. Ученикам рассказывают, куда обращаться, если дома их бьют, но о том, как сделать так, чтобы домашнего насилия не возникало в принципе, им не говорят.

А если об этом молчать, то дети, соответственно будут перенимать существующую модель отношений, которая построена на насилии, как физическом, так и вербальном и эмоциональном.

Если мы хотим, чтобы культура насилия перестала существовать в Украине, у школы не может быть пассивной роли, должны предприниматься проактивные шаги. Если мы их не делаем, значит, мы поддерживаем культуру насилия.

Чтобы обучить детей, нужно сначала обучить учителей

Прежде всего, необходимо, чтобы Министерство образования приняло те самые международные стандарты сексуального образования, о которых я говорила в начале.

Эти стандарты хороши тем, что они рассчитаны не только на подростков, а и на детей младших возрастных групп, включая детсадовцев.

Там очень подробно расписано, в каком возрасте какие темы нужно обсуждать с детьми, информация подается по принципу спирали.

Набор тем, в принципе, стандартный - это осознание собственной телесности, отношения с другими людьми, физиология, ответственность, безопасность и т.д.

Сексуальное образование - это не просто тренинги о том, как правильно надевать презерватив. Это достаточно широкий комплекс знаний, направленный на развитие у человека адекватного, здорового отношения к своему телу.

Эти знания призваны научить людей коммуницировать свои желания и потребности тем, с кем они собираются вступить в интимную связь, и воспринимать то, что им в ответ транслируют эти люди.

Сексуальное образование - это, на самом деле, больше о коммуникации, чем о физиологии, которая, тем не менее тоже важна, и о которой в наших школах говорят очень мало.

Поэтому к проблеме нехватки информации тоже надо подходить комплексно - переиздавать учебники, обучать педагогический коллектив.

Обучить, в первую очередь, нужно и составителей учебников, которые не меняются годами, это одни и те же люди.

Среди самих учителей есть запрос на модернизацию учебной программы по сексуальному воспитанию. Они довольно часто жалуются на недостаток информации, не знают, где ее получить, и как на эти темы говорить с детьми.

Педагоги чувствуют, что школьникам нужно что-то рассказывать о сексе, но в ресурсах они ограничены.

Англоязычные источники они не читают, а у нас информации о том, как преподавать детям такие темы, практически нет. На одном из форумов, где учителя обсуждают учебные программы и делятся дополнениями к ним, которые они сами нашли, я видела, как один из преподавателей цитировал советскую энциклопедию 1957 года.

Поэтому, чтобы обучить детей, сначала нужно обучить учителей.

Что же пишут о сексе в школьных учебниках?
Смиренная прихожанка церкви свидетелей Кивы, покровительница юродивых и блудливых

Рекомендуем