Продолжая любимую рубрику "Мы прочитали это, чтобы вам не пришлось", редакция Update углубилась в изучение современного учебника для школьного курса "Семейные ценности для 8-9 классов".
Пособие, составленное по инициативе общественной организации "Союз семей Украины", в полной мере характеризует уровень сексуального образования в Украине, о котором мы недавно говорили с аналитиком исследовательского центра CEDOS Ириной Когут.
Мы отобрали лучшие цитаты из этого учебника о том, как и для чего нужно строить семью и какую роль должен играть каждый ее участник, чтобы семейная жизнь была счастливой и гармоничной.
Прежде всего, чтобы быть счастливым человеком, вам стоит зарубить себе на носу одну простую истину:
Полноценная жизнь возможна только в семье.
А семья - это непременно союз мужчины и женщины, в результате которого должны родиться дети. По мнению авторов учебника, других вариантов семьи не существует.
Чтобы школьники лучше уяснили свою неотвратимую судьбу, пособие дает исчерпывающий ответ о том, почему вне семьи счастье невозможно:
Человечество разделено на мужчин и женщин не для того, чтобы каждый из них жил в одиночестве. Наиболее полно счастье раскрывается в паре (союзе мужчины и женщины), где есть возможность раскрыть и увидеть нескончаемые глубины любви и проявить высшее творчество – родить ребенка.
При этом, через два предложения авторы вспоминают о том, что счастье человека все-таки обуславливается его внутренним состоянием:
Настоящее, истинное счастье – это внутреннее состояние человека, которое не зависит от внешних обстоятельств и не имеет внешних причин.
Учебник также подробно объясняет, чем семья важна для мужчины и для женщины:
Для мужчины важен статус главы семьи, бытовой тыл, внутрисемейное распределение труда, доступность секса. Женщине важно чувствовать себя защищенной, быть хозяйкой в своем доме, родить ребенка.
Но все же, не всем дано быть счастливыми. В учебнике есть несколько пунктов о тех случаях, когда заключение брака между мужчиной и женщиной невозможно, среди которых значится и такая непреодолимая преграда как недееспособность:
В случае заключения брака с человеком, признанным в установленном законом порядке недееспособным, такой брак является недействительным (п. 3 ст. 39 Семейного кодекса Украины). Это обусловлено тем, что, во-первых, недееспособный человек не может полностью осознать значение своих действий и, соответственно, не может дать осознанного согласия на брак; а во-вторых, в большинстве случаев заболевания, которые являются поводом для признания человека недееспособным, передаются по наследству, то есть, представляют угрозу для будущих потомков.
Тем самым авторы учебного пособия о семейных ценностях дают понять детям, что если у человека есть инвалидность, вызванная болезнью, которая привела к его недееспособности, то детей ему рожать не стоит, чтобы "не засорять генофонд".
"Я не совсем понимаю мысль авторского коллектива, но похоже, что они одобряют практику, например, нацистской Германии стерилизовать пациентов психиатрических больниц, а также всех людей "с отклонениями", чтобы сохранить чистоту расы. Евгеника в цивилизованных странах больше не в моде, и запрет на брак для недееспособных людей обусловлен именно их неспособностью принять осознанное решение, а вот вторая предложенная в пособии причина, точнее, интерпретация авторов, как-то пугает", - высказывает свои опасения Ирина Когут.
К слову, в Семейном кодексе Украины о такой трактовке статьи 39 речь вообще не идет. Все, о чем нам говорит закон - это то, что "Недействительным является брак, зарегистрированный с человеком, который признан недееспособным".
То есть, то, что написано в учебнике - это субъективное мнение его авторов, которое подается подросткам, как объективная истина.
Составители учебного пособия о семейных ценностях уделили достаточно много внимания тому, какая роль в жизни и семье должна быть у "настоящих женщин" и "настоящих мужчин":
Женщине важно выполнить свое природное предназначение – сначала раскрыть глубинные женские качества и создать пространство, в котором мужчина раскроет свои лучшие мужские качества. В свою очередь, мужчина дает импульс для развития женственности, к ее проявлению.
Но, стараясь идти в ногу со временем, авторы не забыли упомянуть о гендерном равенстве, как об одном из мотивов создания семьи, на той же странице учебника, где написано о "природном предназначении" женщины:
Вопрос равенства мужчины и женщины за последнее столетие стал злободневным. Эмансипация еще больше усложнила ситуацию, потому что привела к потере женственности, которой, на самом деле, всегда не хватало.
"Эмансипация дала женщинам право распоряжаться имуществом, в том числе собственной зарплатой, получать образование, выбирать себе любое занятие по душе, путешествовать, голосовать, контролировать свое тело и свою сексуальность. "Женственность", о которой часто вздыхают почитатели и почитательницы домостроя, означало для большинства женщин полное бесправие, тяжелый труд, болезни и раннюю смерть из-за постоянных родов, изнасилования, в том числе и в браке, как норму жизни. Обычно люди, которые ностальгируют по положению женщины до эпохи эмансипации, просто очень плохо знают историю и общественные науки", - комментирует Ирина.
Но это еще не все "проблемы", которые подарила обществу эмансипация. Все гораздо серьезнее:
Сегодня мы имеем сообщество "мужественных женщин" и "женственных мужчин", что влечет за собой серьезные последствия во всех сферах жизни. Это и снижение статуса института семьи, и все большее развитие гомосексуальных отношений, и трудности в воспитании детей, и увеличение заболеваемости, преступности. Мы считаем, что на самом деле различия между мужчинами и женщинами имеют принципиальный характер и требуют большего их понимания и новых исследований, основанных не только на физиологических и социальных аспектах.
О сексуальности в учебнике, в основном, написаны общие фразы, которые призваны дать понять детям, что хороший секс - это секс в браке, а лучший секс - это секс в браке ради рождения ребенка.
При этом, свою сексуальность школьников учат осознавать исключительно в контексте "традиционных" гендерных ролей. Страницы учебника усеяны напоминаниями о том, что женщина должна быть женственной, а мужчина - мужественным, и ни в коем случае не наоборот.
"Навязывание представлений о нормативной женственности и мужественности все хуже вписывается в современный уклад жизни, очень ограничивает возможности выбора в жизни и женщин, и мужчин, приводит к эмоциональной нестабильности, конфликтам, насилию и дискриминации", - подчеркивает неактуальность таких идей Когут.
Авторы учебника шлют привет и тем людям, у которых проявляется гендерная дисфория:
Хорошо адаптированный к жизни человек отличается своей ярко выраженной половой принадлежностью и не меняет ее. Он не жалуется на то, что родился мужчиной или женщиной, и у него не развиваются наклонности, характерные для противоположного пола.
Само собой, партнеры в семейной паре должны помогать друг другу высвободить и развить свой цисгендерный потенциал в полной мере. Составители учебника предлагают для этого свои рекомендации:
Раскрытию мужских качеств и талантов способствует женщина, которая находится рядом. При этом мужчина создает начальный импульс, раскрывая в женщине любовь.
Задание женщины состоит в том, чтобы нравиться мужу, и именно поэтому она должна стараться быть привлекательной для него. Женщина – это и есть любовь, она – берегиня семьи и домашнего очага.
Учитель должен подчеркнуть, что только при условии постоянного развития своей женственности девочка может стать настоящей женщиной-берегиней и быть достойной своего рыцаря! И как только она будет готова к такой встрече, "принц" обязательно появится в ее жизни.
Кроме всего прочего, учебник предлагает его юным читателям и новейшую терминологию, с которой еще не знакомо даже международное научное сообщество:
В психологии и сексологии уже существует целое направление, в котором изучается интимофобия – состояние незрелого человека, который не хочет создавать семью.
А пока мы выбирали для вас лучшие цитаты, министр образования и науки Украины Лилия Гриневич уже дала задание проверить это учебное пособие для курса "Семейные ценности для 8-9 классов" на предмет научности и недискриминации.
Надеемся, что наша статья поможет МОН при проверке учебных материалов, рекомендованных для украинских школ.