Школа и сексуальность: зачем обсуждать с детьми деликатные вопросы

Мы провели параллели между украинскими и европейскими программами сексуального образования и разобрались, каких знаний о сексуальности и телесности не хватает нашим школьникам.
140 3261 16.11.16 14:09
Соответствует ли формальное образование тому, что дети узнают сами?
Соответствует ли формальное образование тому, что дети узнают сами? / Collectively Conscious

Сексуальное образование для детей, учащихся в школе - это норма для многих развитых стран, потому что от информированности молодежи о своем теле, об отношениях с другими людьми, о средствах контрацепции и ЗППП зависит то, как эти школьники будут вести половую жизнь и строить отношения, став взрослыми.

Для того, чтобы формальное сексуальное образование выполняло свою основную задачу - давать детям знания о телесности, сексуальности, отношениях - оно должно соответствовать определенным стандартам, которые нацелены на то, чтобы информация, получаемая учениками в школе, была актуальной, достоверной и реалистичной.

Update изучил стандарты сексуального образования, принятые в Европе, для того, чтобы иметь возможность сравнить нынешнюю ситуацию в этом вопросе в Украине с европейским опытом и понимать, какие изменения необходимо внести в школьную программу, чтобы она соответствовала международным требованиям.

Зачем нужно сексуальное образование

Сексуальное образование необходимо школьникам для того, чтобы у них развивалось позитивное и ответственное отношение к сексуальности и чтобы они знали о рисках и удовольствиях, которые ее сопровождают.

Потребность в сексуальном образовании возникла в результате глобализации и миграции новых групп населения с разными культурными и религиозными традициями, появления и распространения ВИЧ/СПИД, растущей обеспокоенности сексуальным насилием и меняющегося отношения к сексуальности среди молодежи.

Так, в 2014 средний показатель информированности украинских школьников о путях передачи ВИЧ/СПИД составлял всего 24,1% по данным социологического опроса. В то же время, 24,3% учащихся уже имеют опыт сексуальных отношений.

При этом, 64,1% детей получают информацию о ВИЧ/СПИД и методах контрацепции именно в школе. Эти цифры говорят о том, что уровень знаний о сексуальности, телесности и межлчностных отношения, который сегодня предлагает украинская школа, довольно низок и не отвечает современным реалиям, в которых живет молодежь.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) были созданы стандарты сексуального образования, которым сегодня соответствуют большинство школьных программ в Европе, в которые оно включено.

ВОЗ полагает, что только получая актуальную, достоверную и реалистичную информацию о сексуальности и телесности, молодые люди станут более ответственными как в отношении самих себя, так и по отношению к окружающим в обществе, в котором они живут.

Таким образом, основная задача сексуального образования - развитие уважительного, непредвзятого отношения и содействие развитию равноправного общества.

Европейские стандарты сексуального образования

В европейских странах практикуют целостный подход к сексуальному образованию школьников. Это значит, что учителя рассказывают детям не только о физических аспектах сексуальности, но и о социальных и эмоциональных.

Такой подход ориентирован на развитие у молодежи навыков, необходимых для того, чтобы они сами были в состоянии определить свою сексуальность и формат взаимоотношений с другими людьми.

Во главу угла ставится личностный рост, в то время как, например, в США фокус в сексуальном образовании делается на проблемах, связанных с развитием сексуальности, и их решении и предупреждении.

В Европе сексуальное образование начинается для школьников разных возрастов, в зависимости от страны. Так, в Португалии об отношениях и сексуальности детям начинают рассказывать с пяти лет, а в Испании и Италии - только с 14-ти.

Это зависит, в первую очередь, от того, что именно понимается под "сексуальным образованием". В основном, в государствах, где эта дисциплина в школе вводится в младших классах, она подразумевает не только физические, но и эмоциональные и интерактивные аспекты сексуальности и отношений.

На таких уроках с детьми говорят и о дружбе, и об ощущении безопасности, и о чувстве уверенности в себе и привлекательности.

Например, в стандартах сексуального образования, разработанных европейским отделением ВОЗ, определение сексуальности подчеркивает, что она не ограничивается определенными возрастными группами, тесно связана с гендером, включает разные сексуальные ориентации и имеет более широкое значение, чем репродукция.

Кроме того, стандарты ВОЗ содержат также и понятие о сексуальных правах:

"Сексуальные права включают в себя права человека, которые уже признаны в национальных законодательствах, в международных документах по правам человека и других общепринятых документах".

Эти права включают свободу от принуждения, дискриминации, и насилия, а также право на:

  • доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья;
  • поиск, получение и передачу информации, относящуюся к сексуальности;
  • сексуальное образование;
  • уважение физической неприкосновенности;
  • свободу в выборе партнера;
  • самостоятельное принятие решения быть сексуально активным или нет;
  • вступление в половую связь по обоюдному согласию;
  • вступление в брак по обоюдному согласию;
  • самостоятельное принятие решения иметь детей или нет и когда иметь.

ВОЗ выделяет пять стадий сексуального развития человека, и образовательная программа строится в соответствии с этими стадиями.

Таким образом в европейском сексуальном образовании соблюдаются принципы актуальности и реалистичности.

Стадия 1: возраст 0-3 года

В европейских государствах принято считать, что сексуальное развитие детей начинается с момента рождения. Младенцы сначала полностью сосредоточены на своих ощущениях: осязании, слухе, зрении, вкусе и обонянии.

Именно поэтому объятия и ласки по отношению к своему ребенку очень важны в этот период, так как они создают основу его здорового социального и эмоционального развития.

Младенцы открывают мир вокруг себя и начинают осваивать свои собственные тела. На этом этапе также происходит формирование идентичности, а затем и познание социальных норм (дети узнают, что "можно", а что "нельзя").

Стадия 2: 4-6 лет

В этом возрасте дети все больше учатся тому, как себя вести в обществе, то есть, постепенно усваивают социальные правила.

На этом этапе у них возрастает интерес к вопросам репродукции, они начинают задавать много вопросов о том, как люди появляются на свет. Гендерные роли тоже начинают формироваться этом возрасте.

Стадия 3: 7-9 лет

Дети продолжают формировать свои гендерные идентичности и примерять на себя различные роли, определяя, какие из них больше всего соответствуют их внутренним ощущениям и ожиданиям окружающих.

Стадия 4: 10-15 лет

Препубертатный и пубертатный периоды. В пубертатный период, примерно с 12-15 лет у детей формируется сексуальная ориентация.

Стадия 5: 16-18 лет

В этом возрасте окончательно формируются сексуальные предпочтения. На пике зрелости подростки начинают экспериментировать с отношениями.

Сексуальное образование в украинской школе

В Украине сексуальное образование, в основном, направлено на формирование репродуктивного здоровья и улучшение его показателей у детей и молодежи.

Кроме того, одной из задач национальной стратегии в этой области является стабилизация и достижение тенденции к сокращению численности абортов среди подростков 15-17 лет.

В целом, в украинском образовании подход к вопросам сексуальности ориентирован именно на риски и их предотвращение, а не на развитие личности ребенка и укрепление его знаний об эмоциональном и социальном аспектах сексуальности и телесности.

Однако исследования эффективности различных программ сексуального образования говорят о том, что акцент на проблемах и рисках не всегда способствует возникновению интереса у молодежи и редко соответствует их личному опыту и потребностям.

Об этом в интервью Update говорила и аналитик центра CEDOS Ирина Когут:

"У детей нет никаких знаний о том, как строить эти самые межличностные отношения, чтобы они были гармоничными и счастливыми".

В Украине формальное сексуальное образование не всегда является актуальным и реалистичным, как того требуют стандарты ВОЗ.

Сегодня школьники в нашей стране получают знания по этим вопросам, по большей части, из интернета. По данным социологического исследования 2014 года, 66,1% опрошенных подростков указали в качестве источника информации о сексе и телесности Всемирную сеть.

При этом от учителей знания в этой области получают всего около 30% учеников возрастом от 13 до 17 лет.

Что дети знают о контрацепции

Почти четверть (24,3%) украинских школьников уже имеют опыт сексуальных отношений. При этом среди них о применении презерватива в качестве средства контрацепции и защиты при последнем сексуальном контакте говорит только 51,6% 13-летних школьников и 78,7% 15-летних.

Девочки относятся к применению контрацептивов с большим пренебрежением, чем мальчики: около ⅔ 13-летних и около ¼ 15-16-летних девушек забывают об использовании презерватива во время секса.

Пероральными контрацептивами пользуются чаще всего 14-летние подростки (26,7%), а прерванный половой акт в качестве метода контрацепции практикуют 17,1% опрошенных учащихся.

Стоит отметить, что последний способ является недостаточно надежным и не защищает от ЗППП. В связи с относительно широкой распространенностью этого метода среди молодежи, есть смысл говорить о недостаточной информированности школьников о средствах контрацепции.

Что школьники знают о ВИЧ/СПИД

Для младших возрастных групп (15-19 лет) угроза инфицирования ВИЧ половым путем возникла относительно недавно. И в то же время, молодые люди в возрасте 15-24 лет являются одной из самых подверженных риску заражения ВИЧ групп населения из-за отсутствия профилактической информации, высокого показателя ранней сексуальной активности и так далее.

По результатам социологического исследования выяснилось, что информированность молодежи о ВИЧ/СПИД повышается линейно по мере взросления.

Тем не менее, среди старшеклассников и учащихся ПТУ распространено немало ложных представлений о том, как болезнь проявляется, передается и лечится.

Так, 8% учеников уверены в том, что ВИЧ-инфицированный человек не может выглядеть здоровым и имеет явные признаки болезни. А каждый четвертый респондент не смог определиться с ответом на этот вопрос.

У 53% школьников есть устоявшееся представление о том, что ВИЧ-инфекция и количество половых партнеров тесно взаимосвязаны, а потому, считают они, риск инфицирования можно снизить, если иметь сексуальные отношения только с постоянным партнером.

Данные исследования говорят и о том, что молодые люди больше знают о том, как ВИЧ передается и совсем мало осведомлены о том, как он не передается.

В частности, школьники и студенты указывают в качестве пути передачи ВИЧ половой или инъекционный, но о других путях передачи вируса им практически ничего неизвестно.

Авторы исследования рассчитали показатель уровня знаний учеников на основе знаний последних о каждом отдельном пути передачи ВИЧ. И цифра получилась не очень обнадеживающая - всего 24,1%. Хотя, по сравнению с предыдущей волной исследования 2010 года, этот показатель вырос (тогда он был 17,2%).

67% опрошенных подростков считают, что от инфицирования себя можно защитить с помощью презерватива, а 66% уверены, что уберечь себя можно, избегая использования иголок и шприцов, которыми пользовались другие люди.

А вот 45,7% респондентов полагают, что смогут защитить себя, если будут откладывать начало половой жизни. Чаще к такой мысли склоняются девочки, чем мальчики (50% против 41%).

Еще треть опрошенных (33%) думают, что от ВИЧ/СПИД себя можно защитить, сделав прививку.

Самым распространенным источником знаний о болезни школьники указали своих учителей - 64,1% подростков ответили, что именно в школе они получили информацию о путях передачи ВИЧ/СПИД. При этом 66% опрошенных знают, куда нужно обращаться, чтобы пройти тестирование на ВИЧ.

Соответствует ли формальное образование тому, что дети узнают сами?
Смиренная прихожанка церкви свидетелей Кивы, покровительница юродивых и блудливых

Рекомендуем

follow follow