Лондон, Париж и Берлин - три самых популярных туристических направления в Европе.
В Берлин обычно приезжают переосмыслить историю и потусить. Оба этих достопримечательных для современного человека занятия уже многие годы создают городу не только имидж, но и бюджет: Берлин сегодня служит примером замечательного стиля и менеджерского мастерства в сфере новой экономики.
О том, как официальный Берлин ищет общий язык с ночными клубами, как самоорганизация клабберов развивает город, что будет дальше с техно-культурой и есть ли место женщинам за диджейским пультом, рассказала Update Анна Прейс, изучающая футурологию в Свободном университете Берлина.
О восхитительных вечеринках в берлинских клубах сказано многое - в медийных статьях, художественных произведениях и, по старинке, из уст в уста.
Technocity Berlin 1993, Deutsch
Берлин собирает клаберов
Очередной всплеск популярности Берлина как центра современного искусства, в нашем случае - музыки techno, произошел с выходом в 2008 году фильма Berlin Calling и вскоре за ним множества замечательных публикаций на эту же тему.
Стало понятно, что даже невыразимые, неповторимые и интимные клубные переживания могут экспортироваться — скажем, не как товар, но как идея.
Пикантности этой предпринимательской мысли придавал тот факт, что в это же время в Берлине происходили длительные и острые противостояния между клубами, инвесторами и муниципалитетом.
Общественная кампания "Потопить Media Spree!" (Media Spree - инвестиционный проект, стартовавший в конце 1990х, предусматривающий размещение вдоль реки больших предприятий в сфере медиа и коммуникаций, в т.ч. на той части берега, где после падения стены неофициально и интенсивно развивалась клубная культура) ознаменовала, с одной стороны, завершение эпохи "магического Берлина 90-х" и переход клубных предприятий в официальное правовое поле. С другой стороны, общественное противостояние произвольной застройке города стало прецедентом в сфере коммунальной политики.
Разнообразные акции и мероприятия, от блокировки транспортных средств инвесторов до районного референдума, позволили приостановить реализацию инвестиционного проекта. Однако мнение общественности носило лишь рекомендательный характер, и проект Media Spree осуществляется сегодня.
Акция против проекта Media Spree, Берлин, Кройцберг, 2008
К позитивным результатам противостояния можно отнести также факт, что тысячи человек вышли на улицу, стали видимыми и слышимыми, и оказалось, что всех этих "клубных фриков" объединяет что-то еще кроме любви к хорошим вечеринкам.
Networking. Клубы объединились за права
Задолго до этой истории, в 2001 году в Берлине было создано объединение берлинской клубкультуры ClubCommission.
На сегодняшний день к нему примыкают более 140 предприятий - это клубы, концертные площадки, open-air. Некоторые весомые имена не в списке, например Berghain, а в остальном здесь почти все.
Характерно, что "отстаивание интересов" и "борьба за права" не входят сегодня в перечень программных заданий объединения: экономический и социальный потенциал берлинских эпицентров досуга стал заметным уже давно, и сегодня работа ClubCommission планируется исходя из учета этого потенциала.
Don't Forget to Go Home (Feiern 2006) Documentary, Deutsch + Eng subs
Под общими формулировками целей и услуг - сохранение, развитие и администрирование уникального сегмента современной культуры - проводится множество проектов, совмещающих в себе интересы разных групп стейкхолдеров: ежегодные отчеты об экономических показателях отрасли, разработка туристических маршрутов по "клубным местам", создание кадастра предприятий музыкальной и креативной сферы в Берлине, воркшопы для "музыкальных предпринимателей" и прочее.
Кроме этого "стандартного набора" развивающих и укрепляющих культурно-экономических мероприятий, берлинские клубы принимают активное участие в планировании городских пространств и в их обустройстве.
В этом, политическом, направлении клубы сотрудничают прежде всего с муниципалитетом.
Advocation. Переговоры с властью
В силу двойственного характера клубной культуры - интимного, авангардного и протестного с одной стороны, экономического, градообразующего и оперативного с другой - перед политическими представителями и представительницами города Берлина прежде всего на уровне местного самоуправления, но также и на федеративном уровне, открывается сложная задача: сменеджерить неменеджеримое.
На основе выводов научных исследований, мероприятий рекомендательного характера и длительных общественных дискуссий в политическом дискурсе Берлина на сегодняшний день сформирован достаточно конкретный инструментарий, позволяющий работать в сфере клубной культуры.
Ключевые обсуждения сопутствующих тем проходят в комитетах горсовета. Прежде всего, по градостроению, культуре и охране здоровья - и на пленарных заседаниях Парламента. Исполнительный орган местного самоуправления обеспечивает реализацию постановлений.
В дискуссии на актуальные темы - налогообложение диджеек и клубов, защита населения от шума, уменьшении вреда пассивного курения - парламентские стороны, адвокатирующие интересы клубной культуры, аргументируют свои требования особым культурным и экономическим значением этой сферы для городской жизни.
Оппоненты, впрочем, исходят из этих же "идейных принципов", но с акцентом на интересы других групп.
Harm reduction. Драгчекеры
В подобном русле происходит также обращение с темой наркотиков. С одной стороны, вроде как нельзя и законом запрещено. С другой стороны, важная составляющая современной электронной клубной культуры, то есть составляющая берлинского клубного туристического маршрута.
В этой ситуации общественность в лице ClubCommission, следуя своей задаче коммуницировать политическую позицию членов объединения, поддерживает лояльную наркополитику (речь о марихуане) и выступает за политику уменьшения вреда.
Особое внимание уже многие годы уделяется попыткам обеспечивать гостей клубов "драгчекерами", тестами на определение веществ, и инструкциями по уменьшению вреда от их потребления. Примеси в химикатах и передозировки являются самыми распространенными причинами критических состояний клубящихся.
Эта идея не реализована - аргументация оппонентов (пока что) перевешивает.
Future. Женщины в техно
Характер у клубной культуры не только двойственный, но и с заметно обращенным в будущее взглядом. Инновации в звучании, освещении и проведении вечеринок означают не только творческое развитие в клубной сфере, но и расширение рынка инноваций: от новых аудиотехнологий до новых схем коммуникации в обществе.
Cosmin TRG b2b Dasha Rush Boiler Room Berlin 5th Birthday DJ Set
Сногсшибательный досуг носит глобальный характер: что хорошая техно-вечеринка в Берлине, то она хорошая и в Тернополе.
И, само собой, в обратном направлении: массовые сеансы эмпатии обесценивают значение географических или культурных границ.
Однако трансформация общественного сознания происходит, само собой, медленнее, чем нарастание производственных мощностей отрасли.
Сегодня в массовом представлении лицо электронной музыки — мужское. Женских имен нету в списках самых высокооплачиваемых DJ. Чтобы послушать, как танцпол раскачивает диджейка, нужно знать места.
Инфографика female:pressure
Уникальная для берлинской клубной сцены культура принятия разнообразия провозглашает равенство всех со всеми.
Однако "вытеснение" женщин из-за пультов, бытовой сексизм и прочие пост-колониальные и патриархальные артефакты позволяют музыке techno убедительно выдерживать свой протестный тон.
серия вечеринок GEGEN GEGEN (против против)