Раньше женщины выходили замуж в возрасте между 20 и 22 годами, но сегодня девушки не спешат и вступают в брак позже - примерно в 27 лет. И если в 1960-е в США 60% людей в возрасте от 18 до 29 лет жили в браке, то сейчас количество таких "семейных" молодых людей упало до 20%.
Авторка книги "Секс будущего" (Future Sex) Эмили Уитт столкнулась с тем, что в свои 30 она не знала, чего она хочет в своей личной жизни, какая модель отношений подошла бы ей больше всего, если идея выйти замуж и жить с одним человеком до конца своих дней ей все так же несимпатична, как и 10 лет назад.
Чтобы разобраться в своих чувствах и представлениях о том, каким она хочет видеть свое будущее в контексте межличностных отношений, Эмили Уитт решила исследовать разнообразный современный ландшафт сексуальности и романтических связей, который сегодня открывает для таких людей, как она, широкий спектр возможностей и способов построить свое счастье.
В своей книге журналистка и писательница исследует разные виды неэксклюзивных отношений, сексуальных практик и моделей семьи и затрагивает темы гендерного неравенства, свободы выбора, эмансипации и репродуктивных прав женщин.
Стремясь раскрыть свою сексуальность и изучить ее с разных сторон, Эмили отправилась в Калифорнию, где курсы, тренинги и мастер-классы на эту тему предлагаются в изобилии.
Исследовать свою телесность Эмили начала в организации OneTaste в Сан-Франциско, которая занимается практикой оргазмической медитации (ОМ).
Курсы там вели две экспертки - Алиша и Эли, которые предлагали новым клиентам сыграть в игру One Mind. В этой игре каждый участник должен коротко отвечать на один вопрос: "Что возбуждает вас больше всего?".
По ходу игры участницы и участники освобождались от внутренних зажимов и к концу сессии могли спокойно и открыто выражать свои сокровенные желания.
Эли и Алиша объяснили Уитт и то, как происходит оргазмическая медитация: женщина, раздетая ниже пояса, ложится на удобные подушки и раздвигает свои ноги; ее партнер или партнерка надевают перчатки и вставляют большой палец правой руки в ее вагину, используя лубрикант, а левой рукой мягко массируют ее клитор на протяжении 15 минут.
После этого оба партнера обсуждают свои ощущения друг с другом, а затем расходятся по своим делам.
Цель этой практики - отделить физическую близость от эмоционального и социального аспекта, который ее обычно сопровождает и усложняет.
Основательница OneTaste, Николь Дэидон, надеется таким образом освободить женщин от тенденции связывать сексуальное желание со многими ожиданиями и последствиями, которые мешают им сосредоточиться на сексуальном опыте непосредственно.
Оргазмическая медитация создает нейтральное пространство, в котором фокус на телесных ощущениях происходит без вмешательства романтических факторов и обусловленных ими особенностей поведения.
В другой главе своей книги Эмили Уитт исследует полиаморию на примере одной немоногамной пары, Элизабет и Уэса, и их третьего партнера Криса.
Уитт пишет, что она решила изучить различные формы немоногамных отношений для того, чтобы перестать думать о замужестве как о единственной возможности своего сексуального будущего.
Для Элизабет, моногамная пара из институциональной модели семьи, которую она всегда считала единственно возможным вариантом отношений, превратилась всего лишь в одну из опций, которые каждый выбирает для себя сам, основываясь на степени комфорта и свободы, которую эти отношения человеку дают.
Этот выбор Элизабет и Уэс понимают не только как исключительно личное предпочтение, но и как социальный и политический акт восстания против установленного порядка. В Сан-Франциско, по словам Уитт, полиамурные люди часто рассматривают себя как часть социального движения.
Книга Эмили Уитт затрагивает и другой вид современных отношений, сформированный под влиянием дигитализации - онлайн-знакомства.
"Рынок интернет-свиданий", - пишет журналистка, - "сделал из людей продукты потребления и перегрузил их мозг широким выбором возможностей".
Такие приложения для онлайн-знакомств, как Tinder, дают пользователю огромную свободу выбора среди практически бесконечного числа потенциальных сексуальных партнеров и партнерок.
В этой ситуации остановить свой выбор на ком-то одном невероятно сложно, потому что всего один клик может отделять вас от кого-то получше.
С одной стороны, критика традиционных и угнетающих форм отношений позволяет нам увидеть, что в действительности ранее предполагалось под единственным возможным выбором.
С другой стороны, модели, основанные на свободном выборе, сформировавшиеся на фундаменте рыночных отношений эпохи капитализма, привнесли в культуру свиданий экономический аспект, сделав ее еще одной частью культуры потребления.
Эти два тренда - один радикальный, меняющий парадигму человеческих отношений в корне, а другой - экономический, делающий эти отношения предметом торговли, объединившись воедино дают повод рассматривать специфические аспекты сексуальной, романтической и семейной жизни как зависящие сугубо от личного выбора человека.
Но, по мнению авторки книги "Секс будущего", даже в обществе, которое уважает право женщин на аборт и применение противозачаточных средств, свобода личного выбора для них все же довольно ограничена.
Женщина, которая не живет в традиционной нуклеарной семье, так или иначе сталкивается с потенциально непреодолимыми препятствиями в жизни, вне зависимости от ее решения беременеть или нет.
Представление общества о планировании беременности как о выборе, а не как о праве человека стало причиной того, что даже те женщины, которые могут позволить себе этот выбор, все равно не рассматривают бездетность как окончательное решение, воспринимая ее скорее как паузу, откладывание беременности на потом, считает Уитт.
Вне зависимости от вашего возраста, если вы скажете кому-то, что не хотите иметь детей в принципе, никогда, вас обязательно спросят: "Вы уверены?".
Более того, по экономическим причинам, выбор родить и растить ребенка самой тоже является осуществимой возможностью далеко не для всех женщин.
То есть, общество все равно вынуждает нас стремиться к моногамным отношениям, несмотря на кажущуюся свободу личного выбора.