Система образования - инструмент угнетения. Как создается альтернатива

Об альтернативных подходах к обучению рассказала докторантка Открытого университета, исследовательница радикальных образовательных политик Ольга Плахотник.
86 1185 30.08.16 15:01
Сегодня как никогда нам необходима альтернатива академическому образованию
Сегодня как никогда нам необходима альтернатива академическому образованию / Judith Fowler

Традиционная система образования не способствует развитию критического мышления и формированию объективного индивидуального мнения.

Напротив, в школах, университетах и колледжах зачастую учащимся навязывается определенная точка зрения, приемлемая в данный конкретный момент для конкретного общества.

С таким отношением к обучению довольно непросто воспитать активного, ответственного, свободно мыслящего и непредвзятого человека, который будет искать новые пути развития для себя и своего общества, а не бездумно идти по проторенной дорожке.

Но есть и вполне доступные и интересные альтернативные подходы к обучению, о которых в рамках Фестиваля Равенства в Одессе рассказала докторантка Открытого университета (Великобритания), квир-феминистка, философиня и социологиня, исследовательница радикальных образовательных политик Ольга Плахотник.

Фото - Фестиваль Рівності

Радикальные педагогики

Сегодня процесс обучения происходит практически постоянно и везде - мы получаем знания далеко не только в образовательных учреждениях.

Возникает разнообразие образовательных методов, программ и стратегий, которые направлены на переосмысление устоявшихся и порой устаревших трендов образования. Такой подход в образовании называют "норм-критичный".

Для меня педагогика - это не какая-то одна правда, это разнообразие теориий и практик, отображающих разнообразие и сложность окружающего мира и социума, в котором мы живем.

Задача таких педагогик состоит в демонстрации альтернативы андроцентричным патриархальным взглядам и ценностям, которые показали свою неэффективность или неактуальность в современном обществе.

Нынешнее гетеронормативное общество не мотивирует человека быть отличным от других, иметь индивидуальные особености.

Наоборот, образовательная система в Украине направлена на втискивание человека в существующие рамки того, что считается "нормой". Отличие от других не приветствуется, а зачастую даже осуждается.

Такая ситуация дала толчок развитию радикальных педагогик, призванных менять систему обучения в корне. Происходит это под влиянием технологического и социального развития самого общества.

Не академия пришла к феминизму, а феминизм пришел в академию, обнаружив массу ее недостатков и несовершенств.

Наивно было бы думать, что наше мировоззрение формируется только под воздействием того, что нам преподают в образовательных учреждениях. Иногда альтернативный взгляд на мир формируется даже вопреки тому, чему нас учат в академических кругах.

Феминистический подход к образованию и квир-теория

Ольга Плахотник использует феминистический подход к обучению, стремясь стимулировать своих студентов к критическому мышлению и пересмотру существующей андроцентрической системы ценностей.

Она также активно внедряет в свои образовательные практики квир-теорию.

По словам Плахотник, феминизм и квир-теория предполагают, что сегодняшняя академия и образование - это один из инструментов воспроизведения неравенства.

Фем-педагогики как альтернатива стандартному образованию

Альтернативные подходы к обучению направлены именно на то, чтобы это неравенство устранить и способствовать осознанному, толерантному и открытому обществу.

Феминистические педагогики стремятся показать, что красота мира - в его разнообразии, и сугубо андроцентрический взгляд на него уже не соответствует реальному положению вещей.

Сама система образования - это инструмент угнетения, это продолжение и повторения угнетения вновь и вновь. Ее задание - поддерживать систему неравенства. Поэтому боротьса с ней нужно радикальными методами, ломая ее и изменяя ее основы.

В феминистской педагогике и преподаватели, и студенты работают вместе над производством знания, а не просто выполняют привычные роли носителей и получателей этих знаний.

То есть, это эгалитарная работа, которая основана не на авторитарных принципах, а на демократических, командных.

Фем-педагогики больше ориентированы на дискуссии и активное взаимодействие преподавателя со студентами, чем на пассивное восприятие последними информации, предлагаемой учителем.

Кроме того, это более индивидуальный подход к обучению, учитывающий личный опыт каждого из студентов, и корректирующийся соответственно.

Но главная суть квир-теории и феминистического подхода к образованию состоит в том, чтобы воспитывать поколения людей, свободных от стереотипов и предрассудков, которые стремятся жить в мире без дискриминации и насилия.

Сегодня как никогда нам необходима альтернатива академическому образованию
Смиренная прихожанка церкви свидетелей Кивы, покровительница юродивых и блудливых

Рекомендуем

follow follow