Традиционная система образования не способствует развитию критического мышления и формированию объективного индивидуального мнения.
Напротив, в школах, университетах и колледжах зачастую учащимся навязывается определенная точка зрения, приемлемая в данный конкретный момент для конкретного общества.
С таким отношением к обучению довольно непросто воспитать активного, ответственного, свободно мыслящего и непредвзятого человека, который будет искать новые пути развития для себя и своего общества, а не бездумно идти по проторенной дорожке.
Но есть и вполне доступные и интересные альтернативные подходы к обучению, о которых в рамках Фестиваля Равенства в Одессе рассказала докторантка Открытого университета (Великобритания), квир-феминистка, философиня и социологиня, исследовательница радикальных образовательных политик Ольга Плахотник.
Фото - Фестиваль Рівності
Сегодня процесс обучения происходит практически постоянно и везде - мы получаем знания далеко не только в образовательных учреждениях.
Возникает разнообразие образовательных методов, программ и стратегий, которые направлены на переосмысление устоявшихся и порой устаревших трендов образования. Такой подход в образовании называют "норм-критичный".
Задача таких педагогик состоит в демонстрации альтернативы андроцентричным патриархальным взглядам и ценностям, которые показали свою неэффективность или неактуальность в современном обществе.
Нынешнее гетеронормативное общество не мотивирует человека быть отличным от других, иметь индивидуальные особености.
Наоборот, образовательная система в Украине направлена на втискивание человека в существующие рамки того, что считается "нормой". Отличие от других не приветствуется, а зачастую даже осуждается.
Такая ситуация дала толчок развитию радикальных педагогик, призванных менять систему обучения в корне. Происходит это под влиянием технологического и социального развития самого общества.
Не академия пришла к феминизму, а феминизм пришел в академию, обнаружив массу ее недостатков и несовершенств.
Ольга Плахотник использует феминистический подход к обучению, стремясь стимулировать своих студентов к критическому мышлению и пересмотру существующей андроцентрической системы ценностей.
Она также активно внедряет в свои образовательные практики квир-теорию.
По словам Плахотник, феминизм и квир-теория предполагают, что сегодняшняя академия и образование - это один из инструментов воспроизведения неравенства.
Альтернативные подходы к обучению направлены именно на то, чтобы это неравенство устранить и способствовать осознанному, толерантному и открытому обществу.
Феминистические педагогики стремятся показать, что красота мира - в его разнообразии, и сугубо андроцентрический взгляд на него уже не соответствует реальному положению вещей.
В феминистской педагогике и преподаватели, и студенты работают вместе над производством знания, а не просто выполняют привычные роли носителей и получателей этих знаний.
То есть, это эгалитарная работа, которая основана не на авторитарных принципах, а на демократических, командных.
Фем-педагогики больше ориентированы на дискуссии и активное взаимодействие преподавателя со студентами, чем на пассивное восприятие последними информации, предлагаемой учителем.
Кроме того, это более индивидуальный подход к обучению, учитывающий личный опыт каждого из студентов, и корректирующийся соответственно.
Но главная суть квир-теории и феминистического подхода к образованию состоит в том, чтобы воспитывать поколения людей, свободных от стереотипов и предрассудков, которые стремятся жить в мире без дискриминации и насилия.