Как побороть гендерное неравенство, если само понятие о гендере так несовершенно? Стоит ли нам двигаться в сторону небинарного восприятия человеческой личности и создавать новые идентичности или же попытаться отказаться от определения человека через гендер совсем?
Update перевел текст политической философини Ребекки Рейли-Купер из Университета Уорвика в Великобритании, которая представила свой альтернативный взгляд на решение гендерных проблем.
Что такое гендер? Этот вопрос лежит в самом центре теории и практики феминизма, а также актуальной на сегодня дискуссии о классе, идентичности и привилегиях.
В обычном разговоре слово "гендер" часто используется как синоним слова "пол". Но как минимум с 1960-х годов этот термин приобрел другое значение, благодаря чему стали заметны различия между полом и гендером.
Сегодня, смотря на мир с феминистской точки зрения, мы можем говорить, что понятие "пол" следует применять для описания биологических характеристик человека, а "гендер" стоит рассматривать как термин, описывающий социальные атрибуты личности.
При этом понятие о гендере включает в себя определенный набор норм, которые представляют иерархическую систему ценностей с двумя позициями, где мужское возвышается над женским.
Согласно этой ценностной системе, люди выполняют одну из двух репродуктивных ролей, которая для каждого человека определяется при его рождении или даже в утробе матери в соответствии с его набором половых органов.
С этого момента человека относят к одному из двух классов в иерархии: либо к превосходящему классу, если у ребенка есть пенис и яички, либо к подчиненному классу, если у него есть вагина.
Именно поэтому радикальный феминизм стремится упразднить понятие гендера совсем, чтобы люди прекратили загонять друг друга в розовые и голубые коробочки, а вместо этого позволили развиваться каждой личности без влияния такой ограничивающей и несправедливой системы ценностей.
Но угнетающий характер гендера состоит даже не в том, что это придуманный для создания неравенства социальный конструкт, а в том, что он подразумевает существование только двух гендеров.
Такое положение вещей породило предположение, что люди обоих полов были бы свободны от угнетения, если бы мы осознали, что поскольку гендер отражает внутренние, врожденные и важнейшие свойства наших идентичностей, у нас должно быть право выбирать не только между гендерами "мужчина" и "женщина".
Так появились новые гендерные идентичности: гендерквир, не-бинарная личность, пангендер, полигендер, агендер и многие другие.
Сегодня многие борцы с гендерной бинарностью любят повторять мантру о том, что гендер - это спектр. Но смысл этой идеи заключается в том, что вместо того, чтобы разрушить голубые и розовые гендерные коробочки, мы просто должны принять тот факт, что таких коробочек гораздо больше.
На первый взгляд это кажется неплохим способом решения проблемы иерархической системы ценностей. Но если копнуть глубже, становятся очевидны многие недостатки такого подхода.
Часто люди, поддерживающие такой взгляд на гендерный вопрос, характеризуют свою собственную идентичность, как не бинарную, и ставят себя в противовес подавляющему большинству предположительно бинарных людей.
Это создает нестыковку между утверждениями о том, что гендер - это спектр и о том, что только небольшое количество людей имеют не бинарную гендерную идентичность.
Если гендер - это действительно спектр, не значит ли это, что каждый человек априори не бинарен? Если бы это было так, то сам ярлык "не бинарный" стал бы лишним при использовании для описания гендерной идентичности, потому как не мог бы характеризовать специфичную категорию людей.
Чтобы избежать этого противоречия, сторонникам модели гендерного спектра следовало бы предположить, что гендер является и спектром, и бинарностью одновременно.
Проведем аналогию с человеческим ростом, чтобы показать, как работает такая модель.
Рост - это континуум, и каждый человек находится где-то на протяжении этого континуума. Но при этом, рост также имеет бинарные экстремумы "высокий" и "низкий". Люди, которые считаются высокими или низкими, обычно в меньшинстве по сравнению с теми, кого нельзя отнести ни к первой, ни ко второй категории.
Может ли гендер также функционировать подобным образом?
Если воспринимать гендер как нечто относительное, тогда для каждого человека он должен определяться через сравнение с гендерными идентичностями других людей, а не путем самоопределения.
Если по этой аналогии рассматривать гендер как спектр, где на одном конце находится гендер "мужчина", а на другом - "женщина", то в таком случае, только немногочисленная группа людей могла бы соответствовать одному или другому концу спектра - то есть, быть абсолютными мужчиной или женщиной.
Тогда все остальные находились бы где-то между этими гендерами, а значит, были бы не бинарными людьми. По этой логике, людей с четкими идентичностями мужчины или женщины должно быть мало, они должны быть выделяющимися среди не бинарных людей, так как нормой в этой модели была бы именно небинарность.
В реальности мы все не бинарные личности, потому что так или иначе активно соответствуем одним гендерным нормам, пассивно покоряемся другим, но и яростно сопротивляемся третьим.
Экстремумов не существует, поэтому называть себя не бинарным человеком - значит создавать искусственную бинарность. Теория о спектральной модели гендера не работает на практике.
Например, если кто-то идентифицирует себя как пангедера, получается, что этот человек представляет собой все возможные точки спектра, включая его концы, которые по сути своей друг с другом не совместимы.
Некоторые новые идентичности, возникшие в рамках спектральной модели гендера, и вовсе теряют смысл, если опираться на мысль о том, что каждый человек может выбирать свою идентичность самостоятельно.
Например, если бы все люди называли себя агендерами, то есть, не считали бы себя частью гендерного спектра вообще, то и эта идентичность, и сам гендерный спектр стали бы не нужны, так как отсутствие гендера стало бы универсальной чертой всех людей.
Агендер можно определить только через противопоставление гендеру. Поэтому когда человек идентифицирует себя, как агендера, он тем самым предполагает, что у большинства людей все-таки есть определяющие их гендерные идентичности.
Если предположить, что гендерные проблемы связаны с тем, что общество признает только две гендерных идентичности, то возникает вопрос: сколько же таких идентичностей должно быть, чтобы этих проблем не возникало?
Единственный исчерпывающий ответ: 7 млрд, то есть, столько же, сколько живет людей на планете.
Как только мы примем тот факт, что гендерных идентичностей может быть бесконечное множество, нам придется признать, что в таком случае никто не может быть полностью цисгендерным, так как невозможно определить гендерную принадлежность человека при его рождении.
По этой логике, трансгендерность, так же как и идентичность агендер, теряет свой смысл.
Ведь если свое место в гендерном спектре мы выбираем сами с течением времени, то тогда к, примеру, обозначение трансгендерных людей как тех, кому при рождении приписали не ту гендерную идентичность, должно предполагать, что все люди на земле трансгендерны, так как находят свое место в гендерном спектре значительно позже, чем появляются на свет.
Но этот вывод не позволяет решить проблемы гендерного неравенства, потому что такой подход оставляет без внимания реальное угнетение женщин и нивелирует переживания транссексуальных людей.
Чтобы этого избежать, необходимо осознать, что гендер - это не спектр, потому что это не врожденное, внутреннее естество или качество. Гендер - это не какой-то факт о людях, который мы должны принимать, как нечто неизменное, чтобы затем строить свои социальные институты, основываясь на этом факте.
Гендер - это система ценностей, которая постулирует, что есть два типа личности, определяемые репродуктивными органами, с которыми человек рождается.
Решением гендерных проблем должно стать не создание новых категорий гендера, которые характеризуют сложную человеческую личность c помощью жесткого и эссенциалистского подхода.
Правильным путем должен быть отказ от гендера в целом. Систему угнетения, которая помещает людей в голубые и розовые коробочки нельзя побороть, создавая еще больше коробочек разных цветов. Но ее можно сломать, уничтожив эти коробочки вообще.