В 2015 году Верховный суд США легализовал гомосексуальные браки, тем самым предоставляя некогда невообразимые права всем 50 штатам.
Но эта кажущаяся победа в области прав человека не сдвинула с общественного пьедестала гетеросексуальную нуклеарную семью с ее традиционными гендерными ролями.
Большинство белых гей-активистов пожертвовали правами транс-людей для достижения желаемого результата - легализации однополых браков. Гей-активисты упустили возможность отучить общество от гендерной бинарности (гендерная система, допускающая существование только двух противоположных категорий - “мужчин” и “женщин”).
И хотя проводить исторические параллели - занятие неблагодарное, некоторые вещи говорят сами за себя. Прошедший в июне КиевПрайд, повлекший за собой численные обсуждения, вскрыл довольно нелицеприятные вещи. Предлагаем читатель_ницам взглянуть на другие красноречивые истории о борьбе за равенство, но не совсем для всех.
Взгляды молодых мужчин на брак стали только более традиционными с момента судебного решения о легализации однополых браков.
“В 1994 году менее 30% старшеклассников считали, что мужчина должен принимать все важные решения в семье. К 2014 году почти 40% согласились с этим утверждением”,- пишет в интервью The New York Times Стефани Кунц, директорка исследований Совета по проблемам современной семьи.
Мужчины-миллениалы (поколение родившихся после 1981 года) возвращаются к традиционным ролям, становясь отцами, даже если изначально они планировали более эгалитарную модель воспитания, показало исследование 2015 года, опубликованное в Американском социологическом обзоре.
“Из мужчин-миллениалов, которые уже были отцами, 53% сказали, что родителям лучше придерживаться традиционных ролей”, - пишет Клэр Кэйн Миллер.
В то же время более половины учеников и учениц старших классов США идентифицируют себя как негетеросексуальных людей, 12% миллениал_ок являются транс- или гендерно-неконформными людьми. Подавляющее большинство миллениал_ок поддерживает гомосексуальные браки.
Как возможно, чтобы у самого квирного поколения были такие отсталые представления о женщинах?
Во-первых, потому что уродливый и мощный патриархат стар как мир. Во-вторых, вряд ли транс-люди и поборники “традиционных ценностей” как-то пересекаются между собой. Но есть еще одна причина.
Движение за легализацию однополых браков повлекло за собой значительные культурные перемены, но очень слабо изменило взгляды гетеросексуальных людей на гендер - они такие же жесткие, как и прежде.
Геев и лесбиянок больше принимают, чем до движения за легализацию однополых браков, но это поверхностное изменение. Возможность подтолкнуть общество к феминизму была упущена.
Транс-женщины цвета сталкиваются с огромным уровнем насилия и после легализации однополых браков. Девять транс-женщин цвета были убиты в США в 2017 году.
Трансфобия и насилие частично связаны с той же мизогинией, с которой сталкиваются замужние цис-женщины. В основе этих явлений лежит гендерный эссенциализм, который утверждает, что мужчины и женщины не только по своей сути различны, но и должны оставаться в пределах указанных различий.
Женщины должны ухаживать за детьми, а мужчины приносят домой зарплату, потому что мужчины с Марса, а женщины - с Венеры - постулат гендерного эссенциализма.
В этой системе доброжелательный сексизм представляет женщин как слабых существ, которым нужны мужчины, чтобы защитить их.
Доброжелательный сексизм, который как бы невзначай поддерживает традиционные гендерные роли, - это топливо, которое поддерживает всю систему патриархата.
Гендерный эссенциализм и трансфобия схожи в своих суждениях: любое отклонение от гендерной бинарной системы является нарушением “естественного” порядка. Те же, кто размывают линию между мужчинами и женщинами, должны быть исправлены и наказаны за нарушение гендерной бинарности.
На помощь транс-людям и замужним цис-женщинам приходит феминизм, который говорит, что человеку не нужно выглядеть или действовать определенным образом, чтобы быть женщиной или мужчиной.
Жесткие гендерные роли и мышление в гендерных оппозициях ограничивают замужних цис-женщин. Требования феминности и заботы о всех членах семьи не оставляют женщинам места для карьеры или интересов вне дома.
Женщины должны быть матерями как для своих детей, так и для мужей, убедиться, что все сыты и одеты, и они работают для этого на износ.
У работающих женщин риск диабета, рака, артрита и сердечных заболеваний был значительно выше, чем у мужчин, которые работали столько же часов. Вероятно, так происходило из-за работы, которую женщины выполняли дома на их “второй смене”, показало исследование 2016 года, опубликованное в Журнале производственной и экологической медицины (Journal of Occupational and Environmental Medicine).
Удерживание в гендерной бинарной системе лежит и в основе насилия над транс-женщинами, чья жизнь часто зависит от возможности “вписаться” в эту систему.
Но движение за легализацию однополых браков, возглавляемое белыми геями, проигнорировало все это в обмен на быструю победу.
В итоге это слабо повлияло на гетеросексуальный брак, который в основном выглядит так же, как раньше. Романтические партнеры женщин остаются серьезной угрозой, три женщины в США ежедневно погибают от домашнего насилия.
В стремлении добиться права на брак главные гей-активисты избегали вопроса о гендерных проблемах, потому что большинству из них это казалось неуместным.
Белая гей-культура исторически была нетерпима к гендерному разнообразию (в дополнение к расизму). Об этом свидетельствует непринятие любого, кто не является гипер-маскулинным мужчиной.
Идея соответствия - мощный символ эксклюзивных привилегий, доступных гетеро- и гомосексуальным мужчинам.
Для того, чтобы добиться права на брак, гей-лидеры движения пожертвовали правами транс-людей. Кампания за права человека (Human Rights Campaign), самая мощная в Вашингтоне инициативная группа, лоббирующая интересы ЛГБТ, использовала свое влияние на федеральный законопроект о недискриминации 2007 года.
Но законопроект не включал в себя защиту транс-людей. Кампания также заставила транс-активистов молчать на собрании в поддержку однополых браков у Верховного суда в 2013 году.
Вместо того, чтобы показывать гетеросексуальным людям в браке свободу гендерной неконформности - например, то, как квиры отказываются от жестких родительских ролей, - гей-лидеры оставили в стороне тех, кто бросает вызов бинарной гендерной системе.
Вместо того, чтобы поддерживать гендерно-неконформную молодежь или стоять за тех, чей гендер усложняет то, что значит быть мужчиной и/или женщиной, гей-лидеры пользуются риторикой, которая убедила гетеросексуальных людей, что геи такие же, как они.
Целью множества фотографий с “нормальными” геями и лесбиянками с длинными волосами было сподвигнуть США поддержать “свободу вступать в брак”, оставляя транс- и гендерно-неконформных людей подверженными насилию. Этот тактический шаг для легализации браков доказал, что религиозные консерваторы ошибались: легализация однополых браков укрепила существующий порядок, а не уничтожила его. Выбранная тактика позволила геям дистанцироваться от транс-женщин.
Возможно, представления мужчин-миллениалов о гендере не изменились бы и в случае, если бы движение за легализацию браков пошло по более феминистскому пути. Токсичная маскулинность очень сильна, мизогиния кажется особенно трудноразрешимой.
Но только представьте себе: кампания, вложившая сотни миллионов долларов на пропаганду гомосексуальных браков, поддерживает храбрых транс-подростков вместо создания пышных лозунгов “love is love”.
Представьте себе движение, которое выступало бы за транс- и гендерно-неконформных людей так же самоотверженно, как Black Lives Matter. Или, по крайней мере, движение за однополые браки, которое не стало отказываться от транс-людей для принятия законов.
Гетеросексуальные цис-женщины, квир-феминистки и транс-люди теряют гораздо больше, чем белые мужчины-геи. Потребуется движение, не погрязшее в гендерном эссенциализме, которое бы давало уверенность,что цис-мужчины - геи и гетеросексуалы - не выберут снова свои привилегии.