То, что поведение подростков порой приводит в недоумение, может объяснить наука. Мозг подростков буквально устроен иначе.
Помните себя в подростковом возрасте? Скорее всего, пришлось нелегко. Слишком много забот одновременно сваливаются на хрупкие плечи подростка.
Социальный опыт подростка гораздо более сложный по сравнению с уже прошедшими эти муки взрослыми.
Это подтверждают как научные исследования, так и повседневное наблюдение таких незабываемых социальных сигналов, как, например, прически многих персонажей в далеком 2007 году.
Помимо всего прочего, подростки испытывают отчаянье при попытках влиться в свое окружение.
Они борются с давлением одногодок, переживают тревогу и спектр других ощущений, связанных с постоянным унижением во время их квеста вписаться во внешнюю среду.
На то есть причина: мозг подростка, в частности, его структуры, которые создают так называемый “социальный мозг”, значительно отличаются от мозга взрослого.
Иначе говоря, дело не просто в психологических изменениях, которые настигают людей в этом возрасте. Подростковый возраст меняет саму структуру мозга.
Преимущественно развитие мозга происходит в первые годы нашей жизни - такой консенсус существовал в нейронауке еще примерно 15 лет назад.
Но совсем недавно исследования с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) показали, что это не так.
В префронтальной коре мозга подростка - участке мозга, который отвечает за планирование, принятие решений, самовыражение и модерирование социального поведения - происходят удивительные вещи.
Серое вещество теряется благодаря процессу под названием “синаптический прунинг” (удаление избыточных связей).
В то же время происходят изменения нейронных волокон, которые покрываются миелином в одноименном процессе миелинизации.
Другими словами, нейронные связи мозга, которые нечасто используются, теряются, а вместо этого ускоренно формируются более полезные связи. Это происходит для подготовки ко взрослому возрасту.
Мощная перестройка мозга объясняет, почему социальное восприятие и поведенческие наклонности меняются с такой бешеной скоростью в подростковом возрасте.
Созревание префронтальной коры мозга позволяет подросткам мыслить более абстрактно, отвлекаясь от себя, и смотреть на себя так, как, по их ощущениям, смотрят на них другие.
Новоприобретенная способность означает повышение эмпатии и процессов саморегуляции.
Но эта же способность “может усилить социальную застенчивость, и заставить вас больше переживать о том, что о вас думают другие люди. Она может вскрыть новые уязвимости у некоторых подростков”, - говорит Изабель Россо из Гарвардской медицинской школы.
Подростки на самом деле используют другие участки социального мозга, нежели взрослые, когда сталкиваются с базовыми эмоциональными раздражителями, выяснили многочисленные исследования.
Подростки в большей степени полагаются на медиальную префронтальную кору - часть мозга, которая отвечает за понимание психического состояния других людей, а также мимикрию (отсюда и копирование в поведении).
В основном подростковый мозг одержим тем, что другие люди думают о его обладатель_нице.
На этот счет есть несколько мнений. Первое объяснение - мозг подростка устроен таким образом, чтобы была возможность собирать новый опыт и развивать социальные навыки.
С другой стороны, так может происходить потому, что используемые подростками функции мозга требуют немного меньше кислорода. Это менее затратный и более эффективный нейронный путь.
Идентичность и личность подростка претерпевают значительные изменения.
Это приводит к социальной борьбе между подростками, где интерграция в свою микросреду имеет высокий приоритет, говорит Тим Смит, главный специалист по подростковой психологии в Психологической и консультационной группе из Сиднея.
“Подростковый возраст - особо трудное в этом отношении время, поскольку молодые люди работают над созданием более определенной личной идентичности, также принимаемой другими”, - говорит Смит.
Но нейрологический изменения - только одна составляющая общей картины адаптации к сложным социальным условиям, наряду с биологическими аспектами, добавляет ученый.
Это значит, что возросшие требования и давление, оказываемое на подростков, также, как их внезапная сексуальная осведомленность, являются значительным фактором в увеличении их потребности вписываться в окружение и успешно взаимодействовать с ним.
Если у вас есть младшие сестра или брат подростки - поддержите их. Им скорее всего сейчас это нужно.