Быть подростком сложно, особенно когда ты девочка. С телом и психикой происходит что-то, что не всегда можно понять и принять. Но самое сложное — взрослые, которые недооценивают твои проблемы и говорят, что это скоро пройдет. Мол, с каждым бывает, ничего страшного. Они даже не пытаются подумать, насколько важен индивидуальный опыт.
Фильмы о подростках даже стали выделять в отдельный жанр — coming-of-age movies — со своими законами, нормами и правилами. Школьная иерархия, конфликты с родителями и сверстниками, бунт против мира и страх перед взрослением — каждый фильм по-своему обыгрывает эти шаблоны.
Мы подобрали фильмы о девочках, которым взросление дается очень непросто.
Валери и неделя чудес (1970)
Режиссер Яромил Иреш
Почти как "Алиса в стране чудес", только чехословацкая и про переходный возраст.
Сюрреалистичная причудливая готическая сказка о взрослении 13-летней девочки Валери. Она живет в селе с бабушкой и состоит в странных отношениях с пареньком, который может быть (а может и не быть) ее братом. Реальность, сон и фантазии перемешиваются — сюжет до безумия свободен и тяжело уловим.
Валери сложно: она должна разобраться, кому доверять. Все чего-то от нее хотят, но надо понять, чего хочет она сама. Это важно, но невероятно трудно.
Шестнадцать свечей (1984)
Режиссер Джон Хьюз
У Саманты день рождения, а никто об этом даже не вспомнил — что может быть хуже? Все говорят о свадьбе сестры, как будто самой Саманты не существует. А еще школьный бал, на который ее отправляют с неизвестным азиатом. Ей всего 16, поэтому выбора нет — раз говорят, нужно делать.
Дебютная работа Джона Хьюза уже превратилась в классику о взрослении. Она добрая, светлая и милая. Чего не скажешь о других подростковых фильмах, ведь старшеклассники — не самые милые и светлые люди. Кажется, что Джон Хьюз как никто смог прочувствовать, каково быть девочкой-подростком.
Милашка в розовом (1986)
Режиссер Ховард Дойч
Классическая история: независимая старшеклассница Энди Уолш живет в семье рабочих и влюбляется в богатого парня Блейна. Его друзья — не самые приятные ребята, и Энди боится, что они узнают о ее бедности.
Кинокритик Роджер Эберт назвал этот фильм ярким примером того, что некоторые истории не умирают. Мы помним все эти клише, даже с самого начала знаем, чем все закончится, но смотреть все равно интересно и не хочется плеваться от банальности.
Фильм еще очень любит Грета Гервиг и неоднократно цитирует его в своем "Леди Берд".
Небесные создания (1994)
Режиссер Питер Джексон
В школу приходит новая девочка Джульет и заводит дружбу с угрюмой 14-летней Полин. Подруги проводят вместе много времени, создают собственную реальность на классических шаблонах и поп-культуре их времени. Скоро родители начинают беспокоиться, насколько платоническая у девочек дружба, и это приводит к трагическим последствиям.
Еще молодой тогда режиссер Питер Джексон с помощью монтажа создает эффектный контраст между безумными фантазиями девушек и серым однообразием их реальной жизни. "Небесные создания" не назовешь семейным фильмом, но по отдельности на взрослых и на подростков он производит неизгладимое впечатление.
Оборотень (2000)
Режиссер Джон Фоусет
"Свобода в 16 или смерть" — девиз сестер Бриджет, которой 15, и Джинджер, которой 16. Последние годы в городе ненавидят семейную диктатуру и прочие социальные институты. В полнолуние старшую сестру кусает оборотень, у нее появляются первые месячные, и она меняется: эмоции становятся неустойчивыми, а сама она чувствует себя грубой и отвратительной. Ничего от прежнего "я" не осталось, даже тело трансформируется.
Канадский инди-режиссер Джон Фоусет и сценаристка Карен Уолтон берут миф об оборотне и превращают его в исследование взросления девочек-подростков. До сих пор это самый культовый канадский боди-хоррор.
Лиля навсегда (2002)
Режиссер Лукас Мудиссон
Мама Лили уезжает в Америку с любовником, а дочь с собой не берет. Лиля живет одна, единственный ее друг — влюбленный 11-летний мальчик, а по ночам она подрабатывает проституткой. Потом Лиля знакомится с парнем, который хочет забрать ее с собой в Швецию и подарить лучшую жизнь. Но лучшая жизнь оказывается секс-рабством.
Лукас Мудиссон затрагивает не только темы отношений родителей с детьми, безответственности, неблагополучной среды, но и тему торговли людьми в Европе и России. Он не говорит в лоб, что они тесно связаны, но отголоски этой идеи чувствуются весь фильм.
Джуно (2007)
Режиссер Джейсон Райтман
Старшеклассница Джуно понимает, что забеременела. Но она сама еще ребенок, слишком юный и неопытный, поэтому собственный малыш ей пока ни к чему. Девушка решает отдать ребенка в приемную семью хорошим людям. Она находит пару, которая кажется ей идеальной для этого.
Героиня, которую сыграла Эллен Пейдж, впервые столкнется со взрослыми проблемами. Не так важно, удастся ли ей с ними справиться и верно ли ее решение отдать ребенка, главное, что ее детство уже точно закончилось.
Любимые (2009)
Режиссер Шон Бирн
Лола не очень привлекательна и популярна, но мечтает пойти на выпускной с Брентом. Она приглашает его, но он отказывается. Ей ничего не остается, кроме как похитить его и провести выпускной вместе у нее дома. В этом Лоле помогает ее отец.
Все немножечко гротескно, смешно и одновременно жутко, с отсылками к "Кэрри", "Мизери" и другим фильмам с обилием изобретательных сцен, на которых некоторым захочется отвернуться.
Уже не дети (2012)
Режиссерка Ребекка Томас
Дебютный полнометражный фильм Ребекки основан на ее личной детской истории. 15-летняя Рэйчел живет в ультраконсервативной мормонской общине в Юте. Она находит кассету с песней Hanging On The Telephone группы Flowers Forever, слушает ее, а спустя несколько месяцев обнаруживает, что беременна. Новая Мария, носящая в чреве своем божественного сына, убегает из дому, чтобы найти владельца голоса с кассеты.
Режиссерка не дает оценочных суждений, тем более негативных. Она просто исследует юное любопытство и отчуждение 15-летней девочки, которая внезапно узнала, что мир не ограничен маленькой сельской Ютой — местом, в котором застыло время.
Девушка пробуждается (2015)
Режиссерка Розмари Майерс
Грета Дрисколл празднует свой 15-й день рождения, на который родители пригласили всю школу. Ей этого не хотелось. Единственное ее желание — не сталкиваться с проблемами взрослого мира, который кажется таким сложным и непонятным.
Если бы у Уэса Андерсона ("Королевство полной луны") и Джареда Хесса ("Наполеон Динамит") родился ребенок, он бы вырос и точно снял этот фильм. Но каким-то чудом "Девушка пробуждается" — дебютная картина австралийской режиссерки, арт-директорки театра Windmill.
Дневник девочки-подростка (2015)
Режиссерка Мариэль Хеллер
Подростковая тоска и беспокойство, желание быть любимой, понятой и услышанной — все это про Минни. Ей 15, она борется с типичными проблемами девочек ее возраста: Минни недовольна собой и боится быть непривлекательной. Только один человек, парень ее матери, который вдвое старше, считает, что Минни ничего. С ним она теряет девственность. У них возникают отношения, но парень не хочет, чтобы о них кто-то знал.
Фильм снят по мотивам графического романа "Дневник девочки-подростка: счёт в словах и картинах". Невероятно смелая, редкая и честная история о девочке-подростке, показанная с ее же точки зрения.
Режиссерка Келли Фрэмон
В 17 все кажется таким неопределенным, недостижимым и невыносимым. И, как говорит главная героиня Надин, начинаешь понимать, что с собой придется провести еще немало десятков лет, и с эти ничего не поделать.
Всю жизнь Надин была малообщительной и росла в тени своего брата — отличника и любимчика родителей. У нее появилась лучшая подруга, но и та в скором времени начала с ним встречаться.
В отличие от большинства похожих фильмов, в "Почти семнадцать" нет черного и белого, нет хороших и плохих. Но есть родители, которые не понимают, есть друзья, которые выбирают не тебя, и есть субъективно неприятные ситуации.
Приятного просмотра!