В Украине функционирует почти 770 учреждений интернатного типа, в которых живут и растут без родительской опеки более 100 тысяч детей. Находясь в интернате, формально, у ребенка есть все: еда, одежда, обувь, крыша над головой. Но эти дети не получают самого важного - цели в жизни, ощущения заботы и моральной поддержки.
Помощь таким детям - это не только приехать, устроить праздник, раздать подарки и конфеты. Важно задуматься, что будет с этими детьми, когда они выйдут из учреждения во взрослую жизнь.
С октября в Украине вступил в силу закон о наставничестве, который рассчитан на то, чтобы помочь детям социализироваться и компенсировать дефицит общения со взрослыми.
Наставник - это взрослый человек, который будет помогать ребенку из интерната, лишенному родительской опеки, оказывать ему поддержку и помогать в подготовке к самостоятельной жизни. Эта деятельность добровольная и бесплатная. Наставник будет посещать ребенка по месту его проживания, обучения, лечения. Сможет пригласить ребенка в свою семью в праздничные и нерабочие дни или дни каникул.
Наставник сможет рассказать ребенку о его сильных сторонах, поддержать в трудную минуту, развивать его способности, подтянуть в учебе, настроить ребенка на выбор профессии и прочее.
Главное для наставника - это построить с ребенком доверительные отношения, найти общий язык, оставаться с рядом с ним. У ребёнка-сироты нет не только семьи, но и любых других связей, знакомств, друзей и родственников. А теперь представим себе подростка, который лишён таких связей - ему не на кого опереться, не к кому обратиться с вопросом, некому довериться. Поэтому, прежде всего проект рассчитан на подростков.
"Чем старше становится ребенок, тем у меньше у него шансов стать усыновленным. Как правило, после 12 лет дети чаще всего остаются в интернатах. Поэтому пока программа направлена на подростков. В этом возрасте дети особенно нуждаются в опеке взрослого человека, которому они смогут доверять", - рассказывает Алла Сорока, арт-терапевт и коуч-инструктор наставников.
По словам Аллы, наставничество - это долгосрочные взаимоотношения, которые не заканчиваются, когда ребенок вырастает. Взрослый должен стать ребенку другом, а настоящая дружба не может ограничиваться временными рамками. Наставник поддерживает своего подопечного когда он учится, выходит из интерната, начинает осваивать профессию, устраивается на работу и т.д. Но делается это только с разрешения самого ребенка и администрации учреждения.
Проект предусматривает несколько направлений в работе с детьми: социализация, помощь в учебе и профориентация.
Социализация очень важна, ведь нтернат - это закрытая система и дети практически изолированы от того внешнего мира, в котором им предстоит жить в будущем. Часто бывает, что по выходу из интерната они просто не готовы жить в реальной жизни. Многие вещи, которые нам кажутся банальными, для выходцев из интерната могут быть совершенно незнакомыми. Например, дети не знают, как заварить чай или приготовить яичницу - ведь они постоянно приходят в столовую, где им подают уже все готовое.
"В интернатах нет практически никакой подготовки к жизни. Как зарабатывать и распределять деньги, как выбирать одежду, как готовить еду - такие навыки, после выхода из интерната дети почти не получают", - рассказывает Галина Дегтярева, которая более 20 лет работала социальным педагогом и арт-терапевтом в интернате.
Дети привыкают к системе: когда просыпаться, когда кушать, когда готовить уроки или играть, а когда ложиться спать. По словам Галины, социализация и воспитательный контакт от наставника помогут детям научиться принимать собственные решения.
Два других направления - это помощь в учебе и профориентация.
Помочь подготовить домашнее задание, мотивирование ребенка к достижению целей и в расширении кругозора. Дети из интернатов не верят в свои силы, они боятся ставить себе амбициозные цели, им нужна нужна мотивация и поддержка. Помочь выбрать учебное заведение и профессию, научить составлять резюме, которое необходимо при поиске работы - дети будут рады такому общению.
Работать наставник будет в паре с консультантом - социальным педагогом, который будет помогать и направлять в нужную минуту.
Дети, выросшие в интернате отличаются от детей из семей, и важно понимать, что подход к ним должен быть особенным. У таких детей есть психологические травмы, вызванные потерей близких, и, возможно, даже насилием.
"Трудное и агрессивное поведение детей обусловлено рядом сложностей, которые им пришлось пережить. Любой ребенок переживший перемещение ( отказ родителей и поступление в интернат, из приюта в интернат, и д.т.) чувствует глубокую боль связанную с этими обстоятельствами." - объясняет Алла.
Наставников подготавливают к внутреннему миру ребенка, обучают правилам поведения и психологическим особенностям детей.
"Чаще всего бывает, что люди, которые приходят с желанием помочь не совсем понимают, как это сделать грамотно. Как общаться с ребенком, на что делать упор, как себя вести, чтобы дети получали от этого общения пользу, и научились чему-то новому", - рассказывает Галина Дегтярева.
Наставник начинает работать с ребенком только после его согласия и выбирается только под особенности ребенка.
"Для начала детям рассказывают, кто такой наставник и спрашивают у детей - хотели бы они, чтобы у них появился такой человек. Затем дети проходят тестирование, которое выявляет их психологические способности и темперамент. И исходя из этого находится наиболее схожий по психотипу и темпераменту наставник", - рассказывает Алла Сорока.
Дети очень по разному реагируют на наставников. Алла объясняет, что тут все связано с прошлым ребенка: "Многое зависит от того, как ребенок пережил разрыв с семьей. Например, если в прошлом у него было очень травматичное отношение с родителями или в семье. С такими детьми наставнику в первые дни будет непросто, потому-что для ребенка такие отношения уже болезненные."
Практика наставничества действует в Украине на протяжении последних шести лет. По словам Аллы Сороки, пилотный проект "Одна надежда" стартовал в 2009 году и обучал наставников в Киеве для детей из Киева и Киевской области.
"В основном к инициативе приобщались верующие люди, ведь в Библии написано, "что помогать сиротам есть благочестие". Принятый законопроект поможет внедрять наставничество по всей стране, в каждой области. Теперь эта инициатива становится более открытой, и каждый небезразличный человек сможет иметь к ней доступ." - рассказывает Алла.
Сейчас наставниками чаще всего становятся женщины средних лет, но подобные инициативы уже начинают появляться в ВУЗах, и к ней начинают приобщаться и другие люди.
Решение стать наставником очень ответственное и важное. "Человек должен понимать, что не ребенок для него, а он для ребенка. В дальнейшем он занимается развитием и удовлетворяет потребности ребенка. Это не может быть просто эмоциональное решение, а взвешенный шаг. Придется вкладывать свои силы в общение с ребенком", - объясняет Алла.
Прежде всего, вам должно исполниться 18 лет. На наставничество можно подаваться, как одному, так и семьей. Обязательное условие - пройти специальный курс по подготовке. Для этого необходимо оставить завку. Например, проект Одна Надежда уже несколько лет занимаются профессиональной подготовкой наставников. Также можно оставить заявку в Центр социальных служб по месту жительства или ви проект Сиротству нет.
Приготовьтесь пройти медосмотр, предоставить справку о несудимости, справку о том, что вы не состоите на учете в наркологическом диспансере.
Между наставником и интернатом будет подписываться договор, согласно которому на волонтерской основе наставник может посещать учреждение и забирать к себе ребенка на выходные или праздничные дни. Мониторить процесс наставничества будет Служба по делам детей.