Получение удовольствия от боли - психологический парадокс, который не дает покоя исследователям долгие годы, несмотря на то, что теорий относительно этого феномена за сотню лет существования термина "мазохизм" появилось немало.
Однако причины, почему некоторые люди возбуждаются и испытывают сексуальное удовлетворение от боли, потери контроля, унижений и сенсорной депривации все еще не установлены.
Природой в человеке заложено стремление контролировать ситуацию, чувствовать себя в безопасности и сохранять эмоциональную стабильность - вещи прямо противоположные тому, что привлекает мазохистов в их излюбленной сексуальной практике.
Фрейд в своих поздних трудах предложил концепцию "морального мазохизма", при котором практика представляется как бессознательное желание получить наказание, которое исходит из чувства вины.
Рассматриваемый с этой точки зрения, мазохизм больше не привязывался исключительно к сексуальности.
"Моральный, но не сексуальный, мазохизм... представляет определенную структуру характера… Это расстройство межличностных отношений, в котором мазохист любит человека, который плохо с ним обращается. Это не любовь к боли как таковой, а любовь к объекту, который ее причиняет, лишенная привязки к сексу", - писал психоаналитик Бернард Берлинер о явлении психологического мазохизма.
Но сексуальный мазохизм не является деструктивным и саморазрушительным. Мазохисты не ищут регулярного травматичного опыта. Скорее наоборот, они стараются себя защитить от прямого вреда, вступая в тщательно оговоренные ритуалы унижения и причинения боли.
Сексуальный мазохизм весьма контекстуализирован. Мазохисты не больше, чем другие люди склонны радоваться случайному уколу пальца. Исследования предполагают, что восприятие боли у мазохистов совершенно не отличается от того, что чувствуют остальные, если только речь не идет о сексуальном контексте.
Мазохизм редко практикуют с незнакомцами. Чаще всего такой формат отношений возникает между людьми, которые могут открыто и эффективно говорить друг с другом, доверяют другу другу и заботятся о безопасности.
Другими словами, явление сексуального мазохизма основано не на деструктиве, а на конструктиве, не на ненависти, а на доверии и знании границ.
Исследования говорят о том, что, как группа, мазохисты в целом достаточно нормативны в других аспектах своей жизни и психологически здоровы. Последнее издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-V) не включает мазохизм в список таких расстройств.
Вместо этого руководство различает парафилию и парафиические расстройства. Парафилии определены в справочнике как атипичные сексуальные практики. А парафилические расстройства - это паттерны поведения, которые приводят к дистрессу, нарушению функционирования или включают риск нанесения вредя себе или другим людям.
То есть, согласно DSM-V, мазохизм не может рассматриваться как психическое расстройство, если человек чувствует себя комфортно, его практикуя.
Теоретики также ведут споры о том, что мазохизм может быть приобретенным видом поведения. Такое предположение обусловлено тем, что за болевыми ощущениями часто следует облегчение. Это облегчение может стать мотивирующим фактором для повторения действий, которые к нему привели.
К тому же наше поведение часто формируется под влиянием ассоциаций. Так что если человек испытывает возбуждение однажды, когда ему причиняют боль, у него может сформироваться тенденция к повторению подобной ситуации, чтобы получить сексуальное удовлетворение.
А еще любое поведение, которое отличается от наших обычных повседневных привычек, бывает для нас в новинку, а следовательно, приводит нас в состояние возбуждения. Поэтому часто люди, которые ежедневно держат все под контролем и имеют власть над другими, ищут чувства беспомощности и стремятся снять с себя груз ответственности, увлекаясь в своей личной жизни БДСМ-практиками.
Социальный психолог Рой Баумейстер из Университета штата Флорида предположил, что мазохизм служит одной главной цели - достижению освобождения от самосознания.
Баумейстер также считает, что мазохизм может быть ответом на потребность человека в поиске смысла. Поскольку в 18 веке люди начали постепенно отворачиваться от христианства, они потеряли обоснования (которые раньше находили в Библии) и путь к завершенности (вера в жизнь после смерти), которые прежде формировали их жизненные схемы.
В такой ситуации мазохизм, по мнению профессора Баумейстера, стал для людей новой верой. Так же как и в случае с богом, доминантный партнер воспринимается как неоспоримый властитель, имеющий абсолютный контроль, а чувство полноценности жизни достигается через эмоциональную близость с этим партнером.
Возможно мазохизм, или хотя бы некоторые его формы, представляет собой еще одну попытку человека преодолеть свои страхи, сталкиваясь с ними лицом к лицу. Взаимодействие со страхом, болью и унижением и погружение в эти состояния может быть способом нейтрализации их способности приносить вред.
Некоторые исследования также рассматривают мазохизм, как средство достижения измененного состояния сознания, связанного с возвышенным чувством осознания бытия.
Преодолевая боль, люди часто достигают пика концентрации и ощущения себя "здесь и сейчас", которое приносит им глубокое удовлетворение. Возможно, именно переживание такого псевдо-травматичного опыта без страха и паники создает и мотивирует мазохистов искать отношений, в которых партнер доставляет им боль.