Трилогия "50 оттенков серого" спустя 6 лет после выхода в свет первой книги по-прежнему остается у всех на устах во многом благодаря экранизациям. Фильм по первой книге был в кинотеатрах уже в 2015 году.
К слову, его кассовые сборы составили $571 млн., при вложенных $40 млн. А в этом году вышла экранизация второй части – "50 оттенков темноты".
По-видимому, в русскоязычном прокате такое название посчиталось более звучным, чем оригинальное название "На 50 оттенков темнее".
Так что же такого особенного в истории миллиардера и выпускницы университета, что люди, едва успевшие посмотреть экранизацию второй части, уже не могут дождаться выход третьей?
Чему же может научить этот фильм?
Кристиан Грей – один из главных персонажей – бездушный, неприступный, любитель жесткого секса с доминированием, непреклонный ни перед чем и не перед кем. Примерно такое описание можно смело ему дать. Буквально с первых сцен он становится кротким и уступчивым, готовым на все ради Анастейши Стил – главной героини.
На протяжении всего фильма герой всячески доказывает свою любовь, которая и заставила его измениться и отбросить былые садистские сексуальные пристрастия, что кажется достаточно неправдоподобным для реальной жизни.
Человек с глубокой психологической травмой детства, которая приобрела столь "причудливые" (как их пытается преподнести авторка и сценаристы) формы, ни с того, ни с сего начинает с первых же сцен полностью менять свой жизненный сценарий.
Картина, показывающая "чудесное перевоплощение" персонажа в один момент по средствам большой и чистой любви, по сути, укрепляет патриархальные установки и схемы. "Я буду с ним, ведь ради меня он точно измениться".
В зрелых отношениях люди не пытаются менять друг друга, поскольку их зона комфорта – это результат их прожитого опыта. Человек может лишь сам захотеть поменяться, если обнаружит в себе такую потребность. В реальной жизни подобные изменения не происходят по щелчку пальцев. Это длительный процесс, который никогда не проходит бесследно.
Из четырех откровенных сцен в двух первых главный герой после непродолжительных поцелуев в губы берет безвольное, но стонущее от удовольствия, тело главной героини в миссионерской позе.
Две оставшиеся сцены демонстрируют "жесткость", на которой так настаивала Анастейша. Например, в третьей сцене он обездвижил ей ноги и перевернул в этот раз на живот. А последняя сцена происходит в той самой "красной комнате" с огромным количеством разнообразных секс-игрушек.
Кристиан связывает ей руки, обливает тело маслом и вновь овладевает ею, только уже лежащей на боку. Ни в одной из сцен героиня не занимает активную позицию, кроме, разве что момента, где однажды она сама с себя сняла одежду. И ни в одной сцене практически нет предварительных ласк.
Удивляет то, что книга, написанная женщиной, раскрывает тему сексуальности через стереотипное "мужское" восприятие.
Такая подача материала, в свою очередь, оправдывает неофицильное название всей трилогии – "mom`s porn", поскольку целевой аудиторией, судя по продажам, стали женщины за 30.
В основном женщины после 30 лет либо устали выполнять стереотипно "мужскую" роль, тянуть на себе работу, семью, нести ответственность, одним словом, либо их фантазия о вечной любви уже успела разбиться о реальность.
История "50 оттенков серого" рассчитана на то, чтобы охватить обе этих группы. Удовлетворив спрос первой на инфантилизированную роль женщины, которая подчиняется, а вторые могут тешится сценами, где миллиардер самостоятельно покупает горы дорогой одежды для своей избранницы и выполняет любые её капризы.
Каждая эротическая сцена начинается с демонстрации роскошного комплекта белья на героине. В любой ситуации на ней оказывались прозрачные кружевные трусики.
Интересно, какое количество женщин в повседневной жизни носит исключительно комплектом совершенно нефункциональное белье?
Нижнее белье в принципе не может быть только тем, что мужчина любит на женщине, поскольку речь идет о её личном комфорте и гигиене. В этом сюжетном моменте можно увидеть продолжение раскрытия темы сексуальности через "мужской" взгляд.
Не смотря на вышеперечисленные откровенно сексистские моменты, в картине можно встретить "попытки феминизма".
Главная героиня Анастейша, не смотря на возможность обеспеченной жизни, все равно настаивает на том, что будет строить карьеру по средствам собственного интеллекта.
Такие произведения, как "50 оттенков серого" - это лакмусовая бумажка общественных процессов. Роль женщины в прогрессивных западных странах уже не мыслится вне карьеры, как одного из атрибутов самореализации, а потому это и не могло быть не отображенным в повествовании.
Но издательский мир, в котором героиня так мечтала оказаться, изображается поприщем, где все руководящие должности заняты мужчинами, а женщины при этом исполняют мелкую офисную работу и воспринимаются как сексуальные объекты.
Начальник Анастейши принимает во внимание её идеи только потому, что желает с ней интимных отношений, которые её не заинтересовали даже после домогательств.
Изображая главную героиню на работе, сценаристы старались показать, что она не только красивая, добрая и похожая на мертвую мать Кристиана Грея, что не маловажно для него, а ещё и умная.
Для того, чтобы продемонстрировать последнее, была выделена аж 1 (!) сцена. В ней Анастейша на работе упоминает некоего неизвестного автора, который пишет о политике, проводя параллели с адом Данте, что очень зацепило её своей новизной.
Любой человек, связанный с политологией или серьезной журналистикой, посчитал бы данное сравнение таким же неожиданным, как рифма "кровь – любовь" в школьных стихах.
Фильм "50 оттенков темноты" не научит, в сущности, ничему полезному. Кроме как расстраиваться от столкновений с реальностью!