Экспертиза учебников. Зачем Украине проверка на дискриминацию в школьной программе

Разбираемся, кому и зачем нужна антидискриминационная экспертиза школьных учебников.
835 27.06.18 11:30
На самом ли деле экспертиза и МОН посягают на семью и невинность украинских детей?
На самом ли деле экспертиза и МОН посягают на семью и невинность украинских детей?

Дети не должны чувствовать себя неполноценными, изгнанными из социума только потому, что их семья неполная, кожа не белая или передвигаются они с помощью инвалидной коляски.

За последнюю неделю медиапространство всколыхнула новость о проведенной антидискриминационной экспертизе школьных учебников при поддержке Министерства образования (МОН).

Информационная волна началась со скандальных комментариев известной защитницы "традиционных ценностей" Ирины Фарион и декана одного из факультетов НПУ им. Драгоманова Анны Турчиновой, которые публично высказались против экспертизы, ссылаясь на конспирологическую теорию гомодиктатуры.

Всего через неделю под Верховной Радой собрались другие небезразличные к экспертизе с лозунгами "Українська родина — мати, батько і дитина" и "МОН, не розбещуй наших дітей". На акцию против антидискриминационной экспертизы также перекочевали плакаты с фестиваля "Всі разом — за сім’ю!".

Но на самом ли деле экспертиза и МОН посягают на семью и невинность украинских детей? Разберемся, что такое антидискриминационная экспертиза и почему она не так страшна, как её рисуют блюстительницы и блюстители морали.

Что такое антидискриминационная экспертиза

Экспертиза призвана найти в материалах школьных учебников некорректные выражения и клише, которые дискриминируют по признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным или другим убеждениям, полу, этническому и социальному происхождению, уровню достатка, месту проживания, языку. Все эти признаки перечислены в Законе Украины "Про принципы предотвращения и противодействия дискриминации".

Подобного рода дискриминация может встречаться в виде стереотипов, ксенофобии, эйджизма, андро- и этноцентризма, сексизма и т.д.

Экспертизу проводит структурное подразделение МОНа — Институт модернизации содержания образования (ИМСО). Все учебники, прежде чем получить гриф от Минстерства образования, должны пройти экспертную ревизию в ИМСО.

Институт проводит конкурсный отбор учебников и отвечает за научную и антидискриминационную экспертизы, которые эти учебники должны пройти.

Под антидискриминационную экспертизу попали только макеты новых учебников для 10-х и 1-х классов, их было около 100. Учебники были не просто новые — некоторые из них даже не были до конца дописаны.

Экспертиза не проводится для уже напечатанных учебников, которые по-прежнему остаются в обороте. В этом году антидискриминационная экспертиза на официальном уровне при поддержке МОН проводилась впервые.

Экспертный круг

Около года шла подготовка экспертного круга — сейчас это 40 человек со всей Украины: преимущественно люди с педагогическим опытом, которые давно работают с гендерной тематикой.

Они подавали заявку на участие и проходили курс дистанционного обучения. Дальше — интенсив, после которого нужно было сделать несколько пробных антидискриминационных экспертиз.

Кроме того, для них разработали последовательные теоретико-методологические рекомендации, чтоб проводить экспертизу и оформлять выводы.

Как выглядят экспертные выводы

Экспертки и эксперты написали выводы, в которых дали общее заключение: соответствует учебник принципам недискриминации в образовании или нет. Выводы включают в себя постраничные рекомендации по отдельным фразам, фрагментам текста, иллюстрациям и т.д. с обязательным описанием как положительных, так и негативных сторон.

И главное: в выводах есть конкретные предложения, как устранить явную и скрытую дискриминацию. Некоторые из них обязательны, а некоторые рекомендованы. Так, на свое усмотрение авторы и издательство могут использовать или не использовать феминитивы.

Как и на что влияет экспертиза

Экспертный вывод прямо влияет на то, получит ли учебник гриф от Министерства образования.

"В этом году учебников, которые бы полностью соответствовали принципам недискриминации, фактически не было", — утверждают экспертки и эксперты. Нередко в учебниках перекручивают научные факты и позволяют себе откровенный плагиат, который "не замечает" научная экспертиза.

Что в учебниках не так

Дискриминация, неполиткорректность, стереотипы и невидимость отдельных групп в учебниках откладываются в сознании детей и становятся "нормальной" картиной мировосприятия. В свое время мы росли на таких же учебниках, и сегодняшнее общество, толерирующее насилие и ксенофобию, — в том числе продукт системы образования.

Выдержка из учебников. Пример Источник znaj.ua

Конечно, не стоит демонизировать и переоценивать влияние школьных учебников, ведь далеко не все люди в обществе выросли одинаковыми. Но это произошло скорее вопреки системе конвейерного школьного образования, чем с её помощью.

"Українська родина — мати, батько і дитина"?

Семья в учебниках состоит из мамы, папы и нескольких детей. Все члены семьи изображены стереотипно: мама в кухонном фартуке подает на стол, отец в деловом костюме говорит по телефону, дочка с куклой, сын с машинкой.

Встречаются вариации, но это самая распространенная картинка, которая укореняет гендерные стереотипы: женщине — уборка, дом, дети, счастье мужа; мужчине — престижная работа и роль главы.

В Украине 3 миллиона детей проживают в неполных семьях, и это только официальная статистика. Семья — это не только папа, мама и дети. Многих воспитывает одна мама или один папа, кого-то — бабушки и дедушки, кого-то — опекуны, а у кого-то вообще нет семьи.

Экспертиза учебников. Зачем Украине проверка на дискриминацию в школьной программе

Выдержка из учебников. Источник znaj.ua

Учебник, постоянно апеллирующий к такой "традиционной" семье, внушает чувство неполноценности ребенку, у которого семья хоть чем-то отличается от картинки.

А задания, где девочек просят "описать день мамы" и "сравнить его с днем папы" не только навязывают гендерные стереотипы, но и могут дополнительно травмировать многих детей, у которых нет мамы или папы. Сейчас это особенно актуально, когда многие дети потеряли одного из родителей из-за войны на Востоке.

Антидискриминационная экспертиза предлагает показывать все возможные типы семей и не навязывать детям мысль об их неполноценности.

Эйджизм

Условные бабушки и дедушки в учебниках в большинстве своем — немощные, пассивные и занятые стереотипными активностями для людей пенсионного возраста: они вяжут, играют в шахматы и т.д.

К сожалению, в нашем обществе именно такой образ людей пенсионного возраста активно поддерживается массовой культурой. Но это не соответствует действительности — у людей старшего возраста есть и должны быть разные варианты реализации, кроме как рассказывать истории из юности.

Для украинских учебников характерна гендерная сегрегация, когда женщины в рамках иллюстрации или страницы отдельно занимаются "женскими" делами, а мужчины — отдельно "мужскими": мы чаще всего видим бабушку с внучкой и дедушку с внуком.

Эйблизм

Несмотря на то, что в Украине проживает 6% людей с инвалидностью, школьные учебники продолжают либо игнорировать их, либо писать о них как о больных и беспомощных, накладывая дополнительные стереотипы. Согласно концепции "Новой школы", учебный процесс должен быть инклюзивным — максимально интегрировать детей с инвалидностью.

Антидискриминационная экспертиза призывает заменить слово "инвалид" на "человек с инвалидностью", тем самым избегая дискриминационной речи. Это нужно, чтобы делать акцент, прежде всего, на личности, а не на ее/его инвалидности.

Неполиткорректная лексика

К неполиткорректной лексике мы относим такие слова, как "негры", "жиды", "цыгане" и т.д. Таких выражений, по информации министерства, в учебниках немало. Они разжигают ненависть по расовому и этническому признаку.

Экспертиза предлагает заменить эти слова на понятия без негативного оскорбительного подтекста. Так, например, вместо "цыгане" корректно говорить "ромы". Особенно в современном украинском контексте, в котором праворадикальные организации устраивают погромы и поджоги ромских поселений, фактически повторяя "этнические чистки" Третьего рейха. На днях во время одного из таких погромов во Львове несовершеннолетний подросток убил одного из представителей ромской общины на глазах у его семьи.

Дети не должны чувствовать себя неполноценными, изгнанными из социума только потому, что их семья неполная, кожа не белая или передвигаются они с помощью инвалидной коляски.

Дети не должны чувствовать себя неполноценными из-за учебников, которые пишут взрослые.

На самом ли деле экспертиза и МОН посягают на семью и невинность украинских детей?
Бросила балетную студию ради философии, не стала музой прерафаэлитов, никому не доказала крутость сталинского ампира

Рекомендуем

follow follow