История знает немало примеров того, каким разным может быть видение мира у разных людей.
Речь не об абстрактном восприятии и мировоззрении, а именно о физическом ощущении того, что нас окружает.
Набоков видел буквы как объекты, Кандинский "видел", "осязал" и "обонял" цвета, а Ричард Фейнман часто описывал цвета своими формулами.
Явление, при котором одно чувство тесно ассоциируется с другим, называется синестезия, и именно это состояние наблюдалось у вышеуказанных неординарных личностей.
"Попробуй радугу" может быть и прекрасный слоган для рекламы Скиттлз, но для некоторых синестетиков - эта фраза вполне отображает их восприятие мира.
Это состояние встречается довольно редко и, в основном, ассоциируется с цветами и буквами, но недавние исследования в этой области говорят о том, что любое пересечение чувств может считаться синестезией.
Более того, писатель Мария Конникова считает, что мы все рождаемся синестетиками.
Эта теория не нова. Жан Жак Руссо еще в 1762 году, в эпоху Просвещения, писал роман "Эмиль, или О воспитании", в котором описывал интересную концепцию, предпологавшую, что если человек стал взрослым, но сохранил мозг ребенка, он будет синестетиком.
Проверить, есть ли у ребенка синестезия, практически невозможно, в основном, потому что совсем маленькие дети не совсем понимают, как разделять свои формирующиеся чувства, поэтому идея Руссо долгое время оставалась всего лишь экспериментальной выдумкой.
Но в конце 80-х эта мысль снова посетила ученых, когда психолог Дафна Морер начала использовать развивающуюся технологию - анатомическое слежение, суть которого состоит в наблюдении за формированием нейронов.
Своими исследованиями Морер хотела поддержать идею того, что у детей изначально наблюдается синестезия, но со временем она проявляется все меньше, по мере того, как мозг развивается и человек растет.
А в 2011 году эта тема вновь всплыла и получила новый виток в развитии благодаря Кэти Вагнер и Карен Добкинс, которые опубликовали революционную работу в журнале Psychological Science.
Ученые показывали детям и взрослым картинки с повторяющимися кругами или треугольниками на двухцветном фоне (одна сторона картинки была либо красная, либо голубая, а другая - либо желтая, либо зеленая).
Дети не понимают формы и цвета как концепции, но они любят рассматривать вещи, поэтому Вагнер и Добкинс решили, что если дети смотрят на определенную комбинацию цвета и формы, они подсознательно ассоциируют их друг с другом, таким образом, проявляя признаки синестезии.
Результаты исследования показали, что совсем маленькие дети в возрасте нескольких месяцев активнее формировали ассоциации между цветами и формами, чем дети постарше.
Работа Вагнер и Добкинс свидетельствует о том, что мы все проявляем признаки синестезии при рождении, которые с возрастом становятся все менее заметны.
Но это характерно не для всех людей. Возможно, новые исследования в этой области помогут пролить свет на то, почему некоторые люди перестают быть синестетиками, становясь старше, а другие остаются ими на всю жизнь.