2017 год стал рекордно урожайным за последнее десятилетие. Только с финансовой помощью Госкино, в этом году удалось выпустить 15 полнометражных фильмов. К примеру, в 2016 их количество было всего семь, в 2015 – три.
На развитие кинорынка в Украине по данным Zakupki.Prom.ua с государственного бюджета в период с сентября 2016 по сентябрь 2017 было потрачено 520 миллионов гривен. Еще столько же вложили в украинское кинопроизводство и сами авторы кинолент.
Казалось бы, и финансирование де-факто есть и молодых режиссеров в Украине хватает. Вот только почему на украинских фильмах преимущественно пустые залы?
В поисках ответа, редакция Update расспросила экспертов_ок кинорынка.
Мы разобрались, в чем особенности украинского современного кино и киношколы, а с тем, собрали 5 причин почему вместо американского блокбастера или французской драмы в свободное время стоит глянуть национальный продукт.
Алексей Росовецкий, кинокритик
Современное украинское кино пока еще ищет свое лицо. Традиции "украинского поэтическому кинематографу" уже исчерпали себя – фильмы наподобие "Мир вашему дому" выглядят, скорее, анахронизмами, чем разговаривают со зрителями на актуальном, современном киноязыке.
Пока что, можно говорить только о каких-то отдельных, точечных удачах, которые связаны с конкретными именами, но не дают еще повода говорить о какой-то зарождающейся новой традиции. Это фильмы "Племя", "Стремглав", "Уровень черного" и "Припутни".
Если попытаться сформулировать, что их объединяет, мы увидим, что это фильмы о современниках, а не о фольклорных персонажах, как это было ранее. Авторы этих фильмов ищут возможности нового киноязыка, который пришел бы на смену поэтического кино.
Что касается массового кинематографа, то успех на внутреннем рынке таких фильмов, как "Червоний", "Сторожевая застава" и "Дзидзьо.Контрабас" связан, в первую очередь, с более-менее успешными попытками привить на отечественной почве ростки жанровых клише – вестерна, фэнтези и комедии.
Ведь до недавнего времени единственным жанром, который получал развитие в национальном кинематографе, оставался жанр исторического фильма о национально-освободительной борьбе украинского народа.
Что смотрим:
"Рівень чорного", Валентин Васянович, 2017
"Стрімголов", Марина Степанська, 2017
У нас есть школа до 90 х. С 90х и до сегодняшнего дня есть большой пробел. Ничего не происходило. И это сегодня дает свои плоды. Мы, киношники, как-будто начинаем с нуля.
С одной стороны, как и для любой другой индустрии - это приличный тормоз. Но с другой стороны, это неплохо. Главное не копировать чужой опыт, а искать себя, свое.
Другая особенность. Есть мировая индустрия кино, которая работает по своим правилам и люди, которые там занимаются делами, не зарабатывают исключительно с производства кино, они зарабатывают с его продаж, с его проката. Этот факт очень меняет установки в голове и позволяет относиться к кинопроизводству как к бизнесу. У нас пока это похоже на какой-то фриковый бизнес.
Таким образом, ошибка украинских режиссеров в том, что они создают фильм, показывают его на нескольких кинофестах и прячут его в ящик, получив деньги за его производство. Кстати, как правило, небольшие. Чтобы выйти на мировой рынок, стоит перед началом съемок точно знать для чего и для кого создается кино.
С какими странами его лучше делать, что тебе дадут эти ко-продюсеры не только в финансовом плане, но и в плане продвижения фильма в мире, для каких последующих продаж или проката. Так выглядит современная киноиндустрия, в которую нам нужно умудриться зайти.
Что смотрим:
"Жива Ватра", Остап Костюк, 2014
По моему мнению, отличие украинской актерской школы от американской, например, заключается в том, что украинской киношной школе не уделяют должного внимания.
В КНУТКиТ моя специальность называлась "Актер театра и кино", но занимались мы исключительно театром, а некоторые преподаватели даже принципиально не отпускали студентов на съемки. Особенно украинской была театральная речь. Я знаю много случаев, когда из-за этого молодым актерам на кастинге сложно говорить не интонируя каждое слово, а просто, как в жизни. Все потому что актерам приходилось самостоятельно осознавать эту простую разницу между речью в кино и на сцене.
Думаю, этим вопросам стоит уделить особое внимание и обучать не только актеров театра, но и кино.
Если говорить об особенностях современного украинского кино, то у меня сейчас возникает такой образ: юный, подросток, стремящийся работать над собой и выражать свою мысль, общаться со зрителем, который не всегда готов его слушать, так как привык к "иностранцам". Но он растет и потенциально богат. Я знаю много умных, осознанных, молодых людей, которые занимаются украинским кино и понимаю, что назревают мощные перемены.
Сейчас наша киноиндустрия действительно прогрессирует и несет в себе актуальные проблемы и месседжи и нуждается в зрителях и их фидбеках.
Что смотрим:
"Припутні", Аркадий Непыталюк, 2017
"Dixieland" Роман Бондарчук, 2016
Отличительной чертой украинского современного кино является полное отсутствие кинематографического вкуса, как я его понимаю, т.е. в каком то смысле - это не кино, хотя таковым является, все это связано с отсутствием внутренней свободы людей, которые делают это кино - уж слишком они закрепощены, на что есть свои причины.
Так что я ни одной причины смотреть украинское кино не вижу, ровно как и кино американское, предположим. За всю историю украинского кино, на мой взгляд, было сделано несколько фильмов Фильм "Певица Жозефина и мышиный народ", Кира Муратова, к сожалению, ничего не сделала при независимой Украине. И совершенно случайно Слабошпицкий снял "Племя". Ну и мои фильмы я назвал бы – кино.
Что смотрим:
"Племя", Мирослав Слабошпицкий, 2014
"Восемь", Александр Шапиро, 2016
Остальные фильмы А. Шапиро можно найти тут.
Основной характеристикой украинского кинематографа есть: в повествовании – притчеобразность, тяготение к фольклору и митологии; в игре актеров – статичность поз и плавность движений героев; изобразительная сторона – преобладания импрессионистичной атмосферы на экране.
Смотреть украинское кино нужно. В первую очередь, чтоб копейкой поддерживать отечественное кинопроизводство, и речь тут не только о художественном кинематографе. А еще потому, что если сейчас и выходят в прокат украинские фильмы, то скорее всего они точно неплохие и заслуживают внимание, поскольку нашим киноделам приходится пройти несколько кругов ада и отстоять проект перед множеством инстанций, а такое пристальное внимание сулит качеством фильма.
В ближайшем будущем большие надежды, в коммерческом ключе, дают анимация и документальное кино.
Что смотрим :
Киноальманах "Мудаки", 2010
"Украинские шерифы", Роман Бондарчук, 2015
"Счастье мое", Сергей Лозница, 2010
Приятного просмотра!