Update разобрался. Сексуальная ориентация и гендерная идентичность: переосмысливаем нормы

Глава ОО "Инсайт" Елена Шевченко о том, что такое норма и почему стоит трансформировать это понятие.
766 20.06.18 12:43
Общество меняется, нормы тоже
Общество меняется, нормы тоже

Что такое норма? Почему она для нас так важна? Почему мы так часто используем понятия "нормально/ненормально"?

Кто вписывается в рамки этой условной "нормальности"? Почему все те, кто не вписываются, вызывают агрессию?

Какое отношение к норме имеют пол, гендер и сексуальная ориентация?

Почему нормы должны меняться вслед за изменениями в мире и общественном сознании?

На эти вопросы отвечает Елена Шевченко, глава общественной организации "Инсайт", в нашем новом выпуске подкаста "Update разобрался".

Слушайте подкасты Update в itunes, soundcloud или через "Подкаст плеер" для android.

Очень часто я слышу вопросы о том, что такое нормально и ненормально. Мы все сталкиваемся с этим ещё в детстве, когда читаем книги о том, "что такое хорошо и что такое плохо".

Что такое норма и насколько она естественна?

В нашей жизни мы часто используем понятия "нормально" и "отклонение". Очень редко мы задумываемся о том, что именно мы вкладываем в эти вещи. Норма — это свод правил поведения в обществе. А общество имеет свойство меняться, соответственно, и его правила также должны трансформироваться. Часто за этой трансформацией не успевают.

То, что ещё пятьдесят лет назад считалось несвойственным поведением для женщин, сейчас стало нормой. Например, я помню, в детстве, когда родители курили на улице, папа делал это открыто, а мама пряталась. Или какие-то сто лет назад женщина не имела право голосовать или иметь имущество. Когда-то за некоторые грехи считалось нормальным забить человека камнями. Сейчас это не является для нас нормой.

Вопрос в том, что такое норма и насколько она естественна, довольно неоднозначен, потому что нет естественного понятия нормы. Это сконструированное понятие, которое создаётся обществом.

Зачем мы придумали нормы, которые теперь мешают нам жить?

Норма нужна для того, чтобы мы понимали, о чём мы договариваемся. Люди, живущие вместе на одной территории, должны как-то договариваться, и это трансформируется в свод правил, законов и так называемую социальную норму. А социальная норма — это уже о том, как люди ведут себя в обществе, какие роли они играют.

И здесь мы часто видим перекос, потому что люди ожидают определённого поведения от мужчин и женщин. Мы все усваиваем это с детства, и потом нам кажется ненормальным, когда мы встречаем в обществе другую манеру поведения. Например, женщина делает карьеру, мужчина сидит с детьми. Отсюда мы делаем выводы, что это ненормально.

Мы не думаем о том, что есть что-то более распространённое, а что-то менее распространённое. Мы думаем, нормально или ненормально. А это уже как призыв к действию: если что-то ненормально, это вызывает отторжение, как физическое, так и психологическое.

Кто, в конце концов, решает, кем мне быть?

То же самое можно сказать и о сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Если мы привыкли с детства, что гетеросексуальность — это единственная возможная манера поведения, то всё остальное будем считать ненормальным. Но, по сути, любая сексуальная ориентация является нормальной, потому что это о договорённостях.

Вопрос тут не в количестве таких и таких, а в том, чтобы понимать, что отличия не являются призывом к тому, чтобы объявлять кого-то вне закона.

Нормы — это про правила, это про принятые модели поведения, и очень часто из-за этих норм вытекали и соответствующие законы. Поэтому на данный момент в нашем законодательстве есть про гетеросексуальность, а про гомосексуальность нет. Однополые пары, к примеру, не имеют возможности заключить брак.

Так же и с гендерной идентичностью: если женщина держится в рамках условно мужского поведения, то она "мужик в юбке", если мужчина в рамках женского, то он "баба".

Когда человек сам за себя решает, кто он, как он себя видит, — это норма. И если у вас ваша картинка не совпадает с тем, как человек себя позиционирует, то это проблема не этого человека, а ваша, потому что ваши глаза с детства настроены различать этот бинарный мир, где есть только норма и отклонение. И с этим нужно что-то решать.

Разделить всё и всех на нормальное и ненормальное очень просто, а объяснить какое-то явление, не используя эти границы, уже сложнее.

Если мы задумаемся, то увидим, что в норму в принципе никто не вписывается. Это такая очень узкая коробочка, в которую никто не входит.

Мужчина должен к двадцати пяти годам состояться, заработать на квартиру и машину, а женщина завести семью и родить детей. Сколько таких людей существует сейчас? Кто вписывается в эту норму?

Про пол, гендер, сексуальную ориентацию и про вариативность нормы

Говоря о том, что такое пол, мы должны понимать, что это тоже не такая неизменная категория, как считалось раньше. Рождается человек, и мы понимаем, мальчик это или девочка — это акушерский пол, когда акушер_ка определяет его по внешним признакам. А дальше есть много разных показателей: морфологический пол, генетический, гонадный. Это всё может быть неизвестным до определённого момента.

Биологический пол — это про разные хромосомы, гонады, гормоны. А мальчик или девочка — это уже про гендер, который вам уже при рождении приписали. И это всеобъемлющая история жизни, которую на вас тут же навесили. Вы только родились, а люди уже приблизительно знают, что вы будете делать: дома вас будет ждать синяя комната или розовая, вы будете носить платья или штаны, вы будете петь или что-то мастерить.

Это про гендерную роль, которую нам дали, и очень сложно сказать, что это ваш выбор. Вас так воспитывали, а среда формирует сознание.

Есть люди, которые изначально не вписываются в эту модель, они чувствуют себя людьми другого гендера. Это трансгендеры. В разном возрасте они осознают, что хотят быть человеком другой гендерной идентичности. Многие называют это "поменять пол", но это не совсем так. Это скорее поменять гендерную социальную роль.

Если бы общество не было настолько граничным в мужском и женском, было бы намного легче. Трансгендерные люди сталкиваются с большим количеством насилия и непонимания.

Давайте посмотрим на наше общество сейчас. Оно ведь уже не такое патриархальное, роли плавно смещаются. Поэтому больше удивляет эта агрессия: о боже, как это возможно, как из мужчины стать женщиной или наоборот?

То же самое мы видим в вопросах сексуальной ориентации. Почему мужчины-гомофобы так ненавидят геев? Потому что геи становятся для них в статус женщины, происходит понижение статуса.

Лесбиянки подвергаются другому отношению — здесь мы видим и непринятие их в принципе как женщин, мизогинию, и неприятие их как гомосексуальных людей, потому что как это возможно, не хотеть мужчин. Поэтому здесь часто мы видим не только избиение, но и сексуальное насилие, когда мужчина считает, что если он изнасилует лесбиянку, то она станет "нормальной".

Сексуальная ориентация не связана с гендерной идентичностью. Лесбиянки не хотят быть мужчинами, а геи женщинами. Они просто испытывают романтические чувства к людям своего пола или гендера, и испытывают их именно к личности. А когда мы говорим, что влечение к человеку с другими половыми органами является нормой, а с такими же, как у меня, нет, стоит понять, неужели это настолько важно?

Как расширять рамки нормы в наших головах?

В трансформации этой общественной категоричности важен комплексный подход. И тут мы встречаем сопротивление. Например, как же так возможно: писать в документах не "мать" и "отец", а "родитель-1" и "родитель-2"? И дальше идут постулаты о том, что это извращение, это неестественно.

Но здесь ведь не про то, что отменяются понятия мать и отец. Изначально ввести понятия "родитель-1" и "родитель-2" решили не из-за ЛГБТ.

В наших странах есть много семей, где нет мамы или папы, или где ребёнка воспитывает бабушка или где его усыновили или удочерили. Эти семьи находятся как бы в тени. Или бывает, мама с папой разводятся, появляются мачеха или отчим и именно они воспитывают ребёнка. Как указать, кем такой человек ему является?

Антидискриминационная экспертиза в образовательных учебниках тоже входит в комплексный подход. Задачки в учебнике математики, где нужно посчитать, сколько полок у папы в магазине и сколько тарелок вымыла мама, стоит переписать. Эта привязка к полу никому не нужна. Очень важно не забывать пересматривать все эти методические пособия.

Это не значит, что мы выбросили все сказки, написанные в XIX веке. Это значит, что пришло время и для других сказок тоже. Поэтому нужно пересмотреть всю школьную программу, и мир не рухнет, если через двадцать лет не все будут ориентироваться на Спящую Красавицу, которая ждёт принца, который её разбудит.

Поддержку проекту оказала Международная общественная организация Internews

Общество меняется, нормы тоже
Уверовала в диджитал, футуризм, нейронауку, танцы до утра и тотальное равноправие. ГлавВред

Рекомендуем

follow follow