С самого раннего детства, будучи еще младенцами, мы наблюдаем за лицами людей, определяя по ним их эмоции, чувства и отношение к нам.
Дружеские лица кажутся нам теплыми и родными, а лица врагов внушают страх или злость.
На лицо мамы маленький ребенок реагирует намного охотнее и позитивнее уже через несколько часов после появления на свет.
Разобраться, почему так происходит, нам поможет наука.
Десятилетия исследований привели к предположению, что лица очень важны для детей с самого рождения и имеют для них особое значение.
Чтобы это продемонстрировать, ученые показывали новорожденным возрастом всего 9 минут изображения лиц или смазанных лиц. Затем изображения постепенно убирали из поля зрения младенцев.
Дети следили за картинками с четкими лицами дольше, чем за картинками со смазанными лицами.
А уже через несколько часов новорожденные научились отличать лица своих матерей от лиц незнакомцев, дольше концентрируя взгляд на фотографиях своих мам, чем на фото других женщин.
Через несколько дней дети уже смогут различать эмоции по лицам, а через пару месяцев лица станут для ребенка любимым стимулом по мере того, как он будет осваивать мастерство узнавания знакомых людей.
Это умение будет расти со временем и к пяти месяцам дети уже знают, как найти соответсвие между эмоцией, выраженной лицом и голосом.
К пяти годам дети уже владеют искусством распознавания лиц и эмоций почти так же, как взрослые.
Научному сообщество пока неизвестно, как дети обучаются по лицам так быстро. Некоторые ученые предполагают, что у младенцев есть врожденная биологическая предрасположенность к различению лиц.
Другие считают, что дети учатся этому уже в процессе, и того количества лиц, которые окружают новорожденных, вполне достаточно для быстрого обучения.
Третьи пытаются найти золотую середину, говоря о том, что дети не привязываются к лицам в частности, а просто предпочитают смотреть на графические объекты, которые более разнообразны насыщены контентом.
Тем не менее, умение младенцев различать выражения лиц - это очень полезный инструмент обучения во второй половине первого года жизни ребенка.
С 8 до 12 месяцев дети начинают понимать, что по выражению лиц других людей, в частности матери, они могут определять, что делать в незнакомых ситуациях.
Когда ребенок учится ползать или ходить и сталкивается с возможной опасностью, он смотрит на лицо своей мамы в поисках подсказки о том, как себя вести в данный момент.
Если мама поощрительно улыбается, малыш предпринимает попытку преодолеть опасную зону, а если мать хмурится, его покидает желание сталкиваться с этим препятствием.
То же самое происходит и с игрушками - когда мама улыбается, ребенок счастливо вступает в игру, а когда хмурится - обращает внимание на что-то другое.
Однако, эта быстро развивающаяся способность ведет к возникновению предпочтений к одним лицам и невозможности определять другие.
Вскоре после рождения, дети начинают предпочитать смотреть на лица, которые взрослые считают "приятными" или "неприятными".
А годовалые дети уже даже ведут себя по-разному рядом с людьми с более приятными лицами, улыбаясь и играя больше с миловидными людьми, чем с теми, которых они таковыми не считают.
Самое удивительное то, что в три месяца дети предпочитают лица своей расы и начинают испытывать проблемы с различением лиц другой расы к девяти месяцам.
Ученые называют этот феномен "сужением восприимчивости" - это значит, что новорожденные дети более гибки в плане различения разных человеческих лиц и даже лиц других видов, чем дети постарше.
Другими словами, более взрослые дети теряют способность определять по двум лицам другой расы, один это человек или два разных.
Но не все так плохо. Знакомство и регулярное общение с людьми другой расы может нейтрализовать этот побочный эффект.
Если дети живут в многонациональном районе, они вновь обретают способность различать лица других рас, так же, как если бы они каждый день смотрели на фотографии таких лиц.
Такой метод работает уже в шестимесячном возрасте. Главная польза от умения различать лица состоит в том, что ребенок может по выражению лица получать информацию о том, что опасно, а что нет, что может принести радости, а что может напугать.
Дети хороши в этом деле, и выражение вашего лица о многом скажет ребенку, поэтому задумайтесь о том, какие сообщения вы транслируете ребенку своими гримасами.