Мы можем попасть в экстремальную ситуацию: подвергнуться нападению, насилию, оказаться в эпицентре катаклизма или в заложни_цах у террористов. Кроме физической силы, техник самообороны и других средств защиты, важны и психологические факторы.
Психолог Никита Каримов детально рассказывает:
· о работе человеческой психики в экстремальных ситуациях;
· о психологических защитах и реакциях;
· о том, как вести себя в контакте с нападающими.
Вы находитесь в здании, где начался пожар, кому-то рядом плохо или вы пришли на мероприятие, где есть угроза насилия. Все мы сходу представляем чрезвычайные ситуации, в которые нам было бы очень страшно попасть.
Вы знаете, как себя в них вести? Уверены, что сможете совладать с собой и применить теоретические знания на практике?
Мы не будем углубляться в психологию масс, а поговорим о поведении отдельно взятого человека. Мы не застрахованы от чрезвычайных происшествий и насилия, поэтому важно быть готовыми не только физически, но и ментально — знать свои особенности и использовать их с выгодой.
Я рассмотрю нашу реакцию с нескольких ракурсов и постараюсь дать вам общее представление о том, в чем заключается психология экстремальных ситуаций.
При возникновении экстремальной ситуации мы проживаем несколько стадий реагирования.
1. Отрицание: этого не происходит
Например, вы слышите выстрел и решаете, что это фейерверк. Это отрицание, и это нормально. Мы не хотим верить, что плохие вещи случаются. Мы не хотим паниковать или выглядеть глупо.
В экстренных или непонятных ситуациях люди обычно оглядываются по сторонам, чтобы понять, как ведут себя остальные — бегут, кричат или сидят тихо. Мы социальные животные и ищем социальное подтверждение. Это такой феномен: мы надеемся, что другие знают о ситуации больше, поэтому надо повторять за ними и неважно, правильно ли это.
Как только внешние события добираются до зоны осознания и мы понимаем, что ЧП произошло и нужно что-то делать, наступает следующий этап.
2. Обдумывание: какие у меня варианты?
Этот момент самый подходящий, чтобы вспомнить о своей подготовке и предыдущем опыте. Возможно, вы проходили курсы первой помощи, владеете техниками самозащиты или успели посчитать, через сколько рядов от вас находится аварийный выход в самолете. Чем лучше вы подготовлены, тем больше вариантов у вас есть.
А теперь вспомните, как вы думали: "Снова эта бесполезная эвакуация", "Опять надо проходить технику безопасности, сколько можно, кому это вообще нужно?".
Но это практика, а постоянное повторение одной и той же последовательности действий доводит их до автоматизма, что незаменимо в ситуациях, когда нет времени на раздумья.
Люди с повышенной тревогой и тревожными расстройствами воспринимают мир как опасное место по умолчанию. Постоянное напряжение, ожидание опасности иногда позволяет им тратить меньше времени на обдумывание способов реагирования.
3. Решающее действие
В большинстве кризисных ситуаций нет однозначно правильного или неправильного решения. Можно действовать по плану и сделать все идеально, но если это невозможно, лучше иметь хоть какой-нибудь план, чем его отсутствие.
Нужно направить сильные переживания в энергию для совершения действия. Это тот случай, когда важно отстраниться от эмоций в пользу расчетливости и холодной рациональности.
Существует понятие косвенного подкрепления. Когда мы видим, как, например, герои фильмов успешно справляются с почти невыполнимыми заданиями, мы чувствуем себя увереннее в том, что тоже смогли бы справиться.
Отсюда вытекает понятие о косвенных копинговых механизмах (механизмах преодоления). Например, если мы много раз слышали в новостях, что люди спаслись благодаря своевременной эвакуации, у нас откладывается знание об этом и, скорее всего, во время эвакуации мы не будем мешкать.
Много историй в новостях сфокусированы на отдельных жертвах. Таким образом включается наша эмпатия. Когда мы видим страдающих людей, наш мозг реагирует похожим образом, как если бы в этот момент страдали мы сами. Кора больших полушарий отвечает за интерпретацию поведения других. И в ней же находится наша "автобиографическая память", включающая в себя сенсорные и перцептивные (связанные с восприятием) детали отдельных событий.
Как работает мозг: когда мы попадаем в опасную для жизни ситуацию, сигнал об этом поступает в миндалевидное тело.
Миндалевидное тело или амигдала — область мозга, играющая ключевую роль в формировании эмоций и поведенческих реакций, является частью лимбической системы.
В мозге два миндалевидных тела — по одному в каждом полушарии. Правое и левое миндалевидное тело имеют автономные системы памяти, но функционируют совместно для хранения и интерпретации информации об эмоциях.
Правая амигдала связана с негативными эмоциями, выражением страха и генерацией провоцирующих его стимулов. Когда мы подвергаемся воздействию знакомого отрицательного раздражителя, он также обрабатывается правой частью мозга и вызывает ответ в виде страха или отвращения. Правое миндалевидное тело ассоциирует время и место с эмоциональными переживаниями.
Это объясняет, почему триггеры у людей с посттравматическим стрессовым расстройством часто связаны с пребыванием в конкретных местах.
Иногда это приобретает оттенок абсурда, так как не все защиты оказываются адекватны ситуации.
Например, когда мы в режиме реального времени видим человека, который попал в беду, это не всегда вызывают эмпатию и побуждают нас к действию. Такое явление называется эффектом свидетеля ( Darley, J. M., & Latane, B. (1968). Bystander intervention in emergencies: Diffusion of responsibility. Journal of Personality and Social Psychology, 8(4, Pt.1), 377-383. ). Порой мы становимся удивительно равнодушными к страданиям других.
Дарли и Латане также провели исследование касательно такого явления, как диффузия ответственности. Результаты экспериментов показали, что, если в критической ситуации присутствуют другие люди, очевидцы возлагают ответственность на чужие плечи.
Поэтому эффективнее всего звать на помощь, обращаясь не к толпе, не к абстрактным людям, а к конкретному человеку
Вот еще один показательный эксперимент.
Испытуемых просили дать десять центов. Когда им объясняли причину вроде "У меня украли кошелек", процент откликнувшихся был выше (72%), чем в случае, когда их просто просили о помощи. Таким образом, чем больше информации получает очевидец, тем больше вероятность того, что он придет на помощь.
Случай с Китти Дженовезе часто рассматривают, как классический пример "эффекта наблюдателя".
13 марта 1964 года Кэтрин “Китти” Дженовезе убил мужчина по имени Уинстон Мозли. Возле ее дома в Квинсе он несколько раз ударил ее ножом и ограбил. Позже в Нью-Йорк Таймс вышла сенсационная заметка о том, что происходящее видели 37 свидетелей, но никто не придал этому большого значения. Преступник был арестован спустя несколько дней во время ограбления другого дома, и потом признался в убийстве девушки.
Позже сама газета признала статью неправдивой. Свидетелей было меньше, но все же несколько человек видели происходящее и даже звонили в полицию. Однако полиция не присвоила высокий приоритет этому вызову и не выехала на место происшествия.
Если на вас напали, следуйте следующим правилам:
Оценка
Попробуйте оценить человека перед вами: физическую форму и психическое состояние, особенности поведения и внешности (для дачи показаний после происшествия).
Вы можете переоценить возможности — как свои, так и нападающего. Например, человек может находиться в алкогольном или наркотическом опьянении и быть слабее, чем кажется.
Самообладание
Нападения обычно совершаются с целью ограбления или демонстрации собственного превосходства. Любая аффективная реакция, скорее всего, покажет нападающему, что вы дестабилизированы, и это точно не даст вам преимущества. Лучше всего демонстрировать уверенность и казаться как можно спокойнее.
Приоритеты
В разных ситуациях нужно определить свои приоритеты. То есть, если вам угрожают оружием, то лучше расстаться с ценными вещами, чем с жизнью. Но если есть возможность и вы уверены в своих спортивных способностях — бегите.
Подготовка
Если вы решили пользоваться средствами самозащиты, заранее убедитесь в их исправности, удобстве и быстроте доступа к ним. Ознакомьтесь с правилами и особенностями их использования. Например, при использовании газового баллончика вам придется оценивать направление ветра, чтобы не обезвредить себя вместо представляющего угрозу человека.
Люди без специальной подготовки в экстремальных ситуациях часто реагируют неадекватно. Наш мозг по умолчанию предполагает три опции: бей / беги / замри. Вы знаете, какую реакцию использует ваша психика в критических ситуациях?
Если у животных эти реакции находятся на уровне инстинктов и ежедневно оттачиваются до совершенства, то у людей они часто ведут не к спасению, а наоборот. "Бей" превращается в аффективное и не всегда эффективное нападение, "беги" — в бегство с отключением инстинкта самосохранения, а “замри” предоставляет нападающему свободное поле для действий.
К тому же, животные практикуют не только реакцию "замри", а и "отомри". Люди же могут сохранять “замирание” через месяцы и годы после случившегося, страдая от панических атак и стрессовых расстройств.
Нельзя винить себя за неверную реакцию и за произошедшее — в нападении, изнасиловании, убийстве всегда виноват только преступник.
Но можно облегчить возможные последствия: позаботиться о своих знаниях (что вы уже сделали, прочитав этот материал), получить специальную подготовку (курсы самообороны, переговоров, первой помощи и т.д.).
Чтобы суметь воспользоваться полученными знаниями и навыками, вам следует тренировать их в нейтральных условиях. Тогда вы сможете полагаться на отточенные автоматические действия, что поможет отстоять себя и выйти из ситуации с меньшими потерями.