Доброжелательный сексизм на работе. 7 способов остановить дичь

Записывайте каждый пример двойных стандартов и, если чувствуете себя уверенно, презентуйте боссу или эйчару.
7 3613 07.08.20 11:52
Иллюстрациия
Иллюстрациия / Jennifer Luxton

Доброжелательный сексизм — восприятие женщин и мужчин в их стереотипных ролях — не всегда легко распознать из-за его маскировки под "рыцарский".

Предполагается, что это выглядит "положительно", но на самом деле приносит больше вреда, чем пользы. Доброжелательный сексизм на работе может быть весьма искусным, особенно если компания, в которой вы работаете, не понимает, почему это опасно. А в зависимости от того, где вы живёте, культурные нормы в дальнейшем могут скрывать истинное определение доброжелательного сексизма.

Может, слышали о письме вице-председателя Республиканской партии от округа Уосатч Джеймса Грина, в котором он доказывал, что женщины не должны получать равную с мужчинами зарплату за одну и ту же работу? Аргументировал Джеймс это тем, что "Традиционно мужчины всегда зарабатывали больше, чем женщины, так как считались главными кормильцами в семье. Они должны зарабатывать достаточно, чтобы обеспечивать свои семьи и позволить Матери семейства оставаться дома для воспитания детей".

Вот вам первый урок по доброжелательному сексизму. Хотя утверждение Грина о том, что женщины предназначены сидеть дома и воспитывать детей, восхваляет их и может казаться чем-то положительным, оно всё равно укрепляет стереотипное представление о гендерных ролях. Более того, оно используется как базовый аргумент в споре, заслуживают ли женщины равных прав.

На работе вы можете заметить проявления доброжелательного сексизма, когда сотрудник просит вас захватить кофе, что не является частью ваших обязанностей, или если вам дают больше административных заданий, потому что "женщины более организованы".

Редакторка Bustle, например, вспоминает, как лично при ней женщин со степенью по праву и международному бизнесу просили вести протокол во время совещаний, потому что у них почерк лучше или они печатают быстрее.

В то время как доброжелательный сексизм, несомненно, является унижением, может оказаться сложнее высказываться по этому поводу. Он ведь не так очевиден, как враждебный сексизм, который направлен на оскорбления, запугивания и домогательства. Да и ответственность за знания людей о сексизме на рабочем месте не должна лежать на плечах пострадавших.

Вот 7 способов, как ответить на доброжелательный сексизм на рабочем месте, если ему подвергаетесь вы или кто-то из ваших сотрудников.

1. Когда кто-нибудь говорит, что женщина получила работу лишь благодаря своей внешности, подключайте факты

Возможно, ваш босс или сотрудник проводит параллель между внешностью сотрудни_цы и показателями ее/его работы. Например, руководитель назначил на встречу с клиентами привлекательную работницу и открыто заявил, что ей дали это задание из-за внешности.

Редакторка Bustle Бренди Нил вспоминает, как, получив свою первую значительную работу, она услышала комментарий своего босса (мужчины, годящегося ей в отцы), что она была принята лишь из-за своей привлекательности. Неважно, что у неё было журналистское образование, обширное портфолио и собственный журнал в 26. После этих замечаний она изо всех сил пыталась вернуть доверие, но что самое плохое — она молчала.

В статье The Muse о доброжелательном сексизме Рикки Роджерс предлагает в качестве лучшего плана действий констатацию фактов. Если ваш босс или сотрудник сопоставляет чью-либо внешность с их должностными обязанностями, вы можете ответить следующим образом: "Джейн очень квалифицирована, так как закрыла ту большую сделку в прошлом году" или "Джейн была выпускницей с лучшими академическими результатами в университете" или "У Джейн больше опыта, чем у кого-либо за этим столом". В большинстве случаев остальные продолжат список и фактически заткнут человека, который предположил, что "Джейн дали работу только из-за её внешности".

2. Когда вам дают "женскую работу", НОРМАЛЬНО сказать "нет"

Самый простой способ покончить с доброжелательным сексизмом — не терпеть его. Например, если вы единственная женщина на встрече, и кто-то просит вас сделать заметки или следить за временем, потому что женщины "хороши в таких вещах" (если это не является вашей ежедневной работой или форс-мажорной ситуацией), вы можете отказаться.

"Несколько лет назад я была на встрече для бывших сотрудников. Новый сотрудник, которого я видела впервые, предположил, что я могла бы следить за тем, что мы обсуждаем, за планом действий, который мы примем, и как мы презентуем свои результаты остальной команде. Он даже не спросил, а просто сказал, что мне делать, и когда я возразила, просто проигнорировал меня. В административной работе нет ничего плохого, но в то же время быть женщиной — не означает обладать указанным навыком. Я ужасна в административной работе. Я неорганизованная и едва ли могу распланировать собственный отпуск или деловой ужин, поэтому и не начала административную карьеру", — рассказывает Бренди.

"В середине нашей встречи он спросил, почему я не записываю всё, что он говорит. Я спокойно объяснила , что уже отказалась быть секретарём и, если он хочет получить записи для команды, то вполне может делать это сам. Коллега закатил глаза, но и правда начал записывать. Помните, у вас есть право сказать "нет", если вас попросили что-то сделать только из-за вашего пола".

3. Когда вас называют "агрессивной", а вашего коллегу "пробивным", отвечайте: "Херня!"

К женщинам часто прикрепляют ярлык "агрессивных" или "властных" в то время как мужчины "пробивные". Это основной сценарий и распространённый пример доброжелательного сексизма, который разыгрывался на рабочих местах на протяжении десятилетий. Гей Маккинли в своём блоге "Как женщине в бизнесе чувствовать себя максимально комфортно" детализирует такие стереотипы доброжелательного сексизма:

  • бизнесмен хорош в деталях, бизнесвумен придирчива;
  • он доводит дело до конца, а она не знает, когда уволиться;
  • он уверен в себе, она высокомерна;
  • он способен на быстрое принятие решений, она импульсивна.

Знакомо?

Женщины должны работать вдвойне усердно и за меньшие деньги, так как в дополнение к обычной работе они обязаны плясать вокруг гендерных стереотипов.

Недавно в твиттере был знатный холивар о том, как мужчина, наконец, осознал сексизм. Писатель и редактор Мартин Шнайдер считал, что его коллега Николь тратит больше времени на работу с клиентами, потому что ей недостает опыта. Пока однажды по ошибке не отправил письмо от ее имени.

"Как-то я отправил письмо клиенту, чтоб обсудить его автобиографию, но он стал просто невыносим. Грубый, пренебрежительный, игнорировал любые мои вопросы", — рассказывает Мартин. Ему надоело читать этот поток грязи, как вдруг он заметил, что все его письма были подписаны именем Николь — у них был один почтовый ящик. Когда он изменил подпись, риторика его клиента тут же изменилась, он стал отвечать быстро, благодарил за отличные вопросы и предложения.

Итак, что вы можете сделать в подобной ситуации?

Если у вас в компании есть HR-отдел, попросите проверить политику по сексуальным домогательствам. Если политика не включает доброжелательный сексизм, спросите, почему, и попросите о тренинге для всех сотрудников.

У многих маленьких компаний или стартапов нет HR-отдела. В таком случае лучшим вариантом будет пойти к вашему начальнику с детальными задокументированными примерами из вашего опыта о доброжелательном сексизме на рабочем месте, а также с распечатанными определениями того, что это такое. Хотя образовывать босса — не ваша работа, всё же иногда это сделать нужно.

4. Когда вам дают дополнительную работу из-за вашего пола, отстаивайте своё время

Если вы замечаете, что вам постоянно поручают задания, не имеющие отношения к вашим прямым обязанностям, вроде организации обедов или составления протокола совещаний только из-за вашего пола, занять твёрдую позицию — самое то. Ваше время важно, и вы, вероятно, уже выполнили свою работу в полном объеме.

Из-за того что доброжелательный сексизм настолько прочно укоренился в нашей культуре, некоторые люди и не подозревают, что поддерживают его. Если вам неудобно идти в HR-отдел или к начальнику, чтобы поподробнее это обсудить, можете сделать еще кое-что.

Поставьте вашего руководителя в известность, что вам поручали определенное задание уже несколько раз. Опишите вкратце вашу текущую загрузку и подчеркните, что основная работа в приоритете. Скажите, что было бы отлично, если бы задания, не относящиеся к вашим прямым обязанностям, распределили между всеми сотрудниками. Хоть вы и рады помочь разделить нагрузку, но не представляете, как сможете брать новые задания и продолжать уделять достаточно времени работе.

5. Когда мужчина "защищает" вас от плохих новостей, дайте ему понять, что это ненормально

Одна из составляющих доброжелательного сексизма заключается в твёрдом убеждении, что мужчины должны заботиться о женщинах и оберегать их. Стереотип о том, что женщины чрезмерно эмоциональны, заставляет мужчин скрывать как личную, так и рабочую информацию. Но это лишь ставит женщин в невыгодное положение, так как является ещё одним способом для мужчин контролировать ситуацию.

Если вы заметили, что кто-то на работе скрывает от вас информацию только потому, что "это может вас слишком расстроить", или извиняется за использование нецензурной лексики "в присутствии женщины", Рикки Роджерс в своей статье советует отвечать что-то вроде: "Не стоит извинений, здесь же нет моих детей". Такая фраза звучит слегка снисходительно и не предполагают продолжения беседы в прежнем тоне.

К тому же, это даст понять вашему коллеге, что его представление о том, как вы могли бы отреагировать на плохую новость или брань, — всего лишь его представление.

6. Когда от вас требуют более высоких стандартов, чем от коллеги-мужчины, собирайте единомышленниц

За этическое нарушение на работе женщины получают более строгое наказание, чем мужчины, выяснилось в исследовании о гендере и этике в 2016 году.

"Когда люди нарушают некие социальные нормы или не оправдывают ожиданий касательно типичного для "таких, как они" поведения, иногда результатом может быть жестокое наказание", — сказал в интервью об исследовании Тристан Бриджес, учёный и профессор социологии в Брокпортском колледже университета штата Нью-Йорк.

В дополнение, Бриджес упоминает ещё одно исследование, которое говорит о том, что трансгендеры дают нам бОльшую осведомлённость о реальном неравном отношении к женщинам и мужчинам на рабочем месте. "Трансгендерные мужчины смогли изложить в ярких деталях, как изменилось отношение их сотрудников-мужчин после того, как их тоже признали мужчинами". После смены гендера отношение к ним значительно улучшилось.

Так что же с этим делать? У меня нет волшебной палочки, но одна важная вещь, которую вы можете сделать, — это собрать своих сотрудниц вместе и поговорить о вашем общем опыте. Если это случилось с одной женщиной, скорее всего, подобная ситуация затронула большинство. Записывайте каждый пример двойных стандартов и, если чувствуете себя уверенно, презентуйте боссу или эйчару. Если одолевают сомнения, положитесь на своих коллег, и они вам помогут.

7. Когда отношение к вам напрямую зависит от вашего пола, берите ситуацию под контроль

Иногда, сколько бы вы ни объясняли, это не помогает: вашу точку зрения не понимают, и собеседник не меняет свое поведение. Если вы постоянно имеете дело с коллегой, который просит вас сделать что-нибудь лишь потому, что вы женщина, наверное, пришло время взять ситуацию под контроль.

Когда он просит вас захватить кофе, записать что-нибудь или спланировать обед, вы можете отреагировать так: "Конечно, как только ты выбросишь мусор, починишь протекающий кран и повесишь в офисе все новые картины".

Будем надеяться, ваш сотрудник поймёт, насколько нелепыми выглядят его просьбы, когда вы спроецируете на него его же поведение.

Источник: Bustle.com
Автор_ка:
Перевод: Дарина Мойсеенко

Рекомендуем

follow follow