Страх - это один из самых мощных мотиваторов, которые побуждают нас к действию. Он может иметь как позитивный, так и негативный эффект - страх бережет нас от опасности или же заставляет делать ужасные вещи.
Он может быть рациональным или иррациональным. Соответственно, действия, им провоцируемые, могут быть как вполне логичными, так и нелогичными.
Например, если вы оказались лицом к лицом с разъяренным медведем, и страх заставляет вас уносить ноги как можно скорее, упрекнуть вас в нелогичности таких действий будет довольно трудно.
А вот когда объективной причины бояться чего-то у вас нет, но вы все равно убегаете или активируете режим агрессивной самозащиты, стоит задуматься о рациональности своего поведения.
Второй вид страха лежит в основе многих фобий, в том числе социальных, таких как ксенофобия, гомофобия, трансфобия и так далее.
Именно этот страх толкает людей к преступлениям на почве ненависти и терроризму, заставляя их идти наперекор здравому смыслу.
Сегодня нескончаемая череда террористических атак по всему миру заставляет даже самые сильные державы дрожать от этого страха, закрывать границы и с настороженностью и недоверием относиться ко всему "чужому".
Политики подливают масло в огонь, пропагандируя изоляционизм и обвиняя во всех невзгодах внешнего врага. В результате, целые нации становятся заложниками этого страха, находясь под гнетом кажущейся тотальной угрозы извне.
Это явление вызвало интерес в научных кругах, и в 80-х годах социальные психологи выдвинули Теорию управления страхом смерти (terror management theory), основанную на работе лауреата Пулитцеровской премии Эрнеста Бекера "Отрицание смерти", опубликованной в 1973 году.
Эта теория объясняет, как и почему события, вызывающие мысли о смерти, заставляют людей сильнее цепляться за их культурное мировоззрение, объединяясь с теми, кто разделяет их национальную, этническую и политическую идентичность.
К тем же, кто придерживается других взглядов, напуганные смертью люди становятся враждебны и занимают по отношению к ним позицию агрессивного противостояния.
Теория управления страхом смерти предсказывает, что пока это ощущение невидимой, но неизбежной угрозы существует в умах людей, мир будет становиться все более разрозненным и враждебным.
Выход Великобритании из Евросоюза и победа Дональда Трампа на президентских выборах в США - два самых ярких недавних примера того, как теория работает в действительности.
Согласно идеям Бекера, в результате конфликта, который возникает у человека из-за осознания неизбежности собственной смерти и естественного желания жить, возникает когнитивный диссонанс, вызывающий глубокий страх и тревогу.
Чтобы справиться с этим страхом, люди придумали культуру как буфер для него. Принимая культурное мировоззрение, которое наполняет жизнь смыслом и ценностью, человек контролирует свой подсознательный ужас, который сопровождает его на протяжении жизни.
В то время как религии предлагают человеку путь к буквальному бессмертию, культивируя веру в жизнь после смерти, системы взглядов, основанные не на вере, такие как политические идеологии и национальные идентичности, предлагают пути к символическому бессмертию.
Такая "вечная жизнь" обеспечивается за счет принадлежности человека к чему-то большему, что будет жить и после того, как его постигнет физическая кончина. Например, ощущение себя частью великого народа или движения с коллективной идентичностью и целью может создавать такую иллюзию бессмертия.
Именно ради этого многие люди делают то, что поможет им войти в историю и остаться в памяти людей надолго, даже после смерти.
Теорию управления страхом смерти поддерживают результаты сотен эмпирических исследований и экспериментов, подтверждающих гипотезу о неуемной тревоге, возникающей в результате осознания человеком неизбежности собственной смерти.
Согласно этому предположению, если мы принимаем систему взглядов и ценностей для того, чтобы сдержать страх смерти, то напоминания о нашей смертности должны стимулировать нас совершать такие действия, которые бы укрепили нашу веру в эту систему взглядов.
В частности, напоминания о смертности должны мотивировать людей больше вкладываться в развитие групп, к которым они принадлежат, и вести себя более агрессивно по отношению к сторонникам других взглядов и идентичностей.
Эта гипотеза объясняет и то, почему нации, подвергающиеся террористическим атакам, так быстро становятся разобщенными и чрезвычайно враждебными к представителям других культур.
Другие работы ученых показывают, как осознание смертности может усиливать в людях национализм и укреплять предубеждение к "чужим" группам. Результаты этих исследований предполагают, что напоминания о смерти могут даже влиять на исход выборов, толкая избирателей к голосованию за правого кандидата.
Так было в 2004 году в США на президентских выборах, где победил консерватор Джордж Буш, который уделял большое внимание террористической угрозе, нависшей над Америкой после 11 сентября 2001 года, из-за чего его рейтинги значительно выросли.
Что все это может означать для мира сегодня? Если террористические атаки, несущие массовые смерти и разрушения продолжаться, то по теории управления страхом смерти общества ждет хаос и разделение.
Повышенная агрессия к отличающимся от нас другим приведет к развитию тенденции предпочтения войны, а не мира. Правоцентристский национализм будет процветать вместе с предрассудками и нетерпимостью. Исламский фундаментализм одержит верх, а теракты участятся.
Растущее напряжение между нациями, этносами и политическими группами приведет к дальнейшему развитию конфликта и создаст разрушительный замкнутый круг взаимных подозрений и насилия.
Увеличивающееся с каждым годом число преступлений на почве ненависти красноречиво говорит о том, что это уже происходит, при чем не где-то далеко, а прямо у нас под носом. Подробные истории таких стычек в Украине описаны в нашем лонгриде на эту тему.
В такой ситуации как никогда важно будет не потерять оптимизм и найти в себе силы бороться с негативными эффектами страха смерти.
После каждой террористической атаки главной задачей тех, кто хочет сохранить мир, должна быть активная консолидация групп с разными национальностями, этносами и культурами, которая поможет построить прочные мосты, объединяющие разнообразные сообщества.
Чтобы не дать политикам манипулировать избирателями, используя их страх, мы должны будем громко заявлять о неприемлемости анти-иммигрантских законов и изоляционизма.
Только так, невозмутимо выбирая рациональный подход, человечество сможет справиться со своей извечной боязнью конечности существования и установить мир, в котором каждый будет чувствовать поддержку других в трудный момент.